Прощеное воскресение. Поучительное слово.Прощеное воскресение. Поучительное слово.

Святая Церковь, приготовляя нас к покаянию, уже за несколько недель внушает, с каким расположением должно приступать к сему таинству. Сперва указывая на пример мытаря и фарисея, она наставляла нас, каким глубоким чувством смирения должны быть проникнуты мы, когда умоляем Божественное милосердие о прощении грехов. Потом предлагала историю блудного сына, дабы вдохнуть в нас дерзновение к Богу и показать, что, как бы ни были велики грехи наши, любовь Отца Небесного не отвергнет нас, если мы из бездны разврата возведем к Нему свои очи и будем просить о принятии нас в благодатный дом Его. В прошедшую неделю она воспоминала о Страшном Суде, дабы научить нас, что Отец Небесный есть вместе и Судия правосудный и что, простирая на земле Свою любовь к заблудшим, Он произведет некогда Страшный Суд над теми, которые глухи были к отеческому зову Его и не обращались на путь добродетели. Ныне св. Церковь между прочим учит, что надобно простить все обиды ближним, если желаем, чтобы Бог простил нам те оскорбления, которые мы делаем Ему, нарушая Его волю.

Наставление это весьма важно, братия, для успешного покаяния. Все мы дети одного Отца, все созданы Богом; во всех нас насаждены одни совершенства Божии. Самая чистая любовь господствует в царстве святых Ангелов; закон любви отпечатлен и во всем видимом мире! Весь мир есть один храм, где все служит единому Богу, — один дом, где все обращено к Богу и где Он — истинный Отец — изливает на все Свою благость. Мы ли одни будем так человеконенавистны, чтобы не прощать ошибки своих собратий и таким образом возмущать царство мира и любви, нарушать священную тишину великого дома Отца Небесного?

Обиды, причиняемыя нам ближними, слишком малы в сравнении с теми оскорблениями, которые мы сами ежеминутно наносим Богу. Брат обижает нас или делом, или словом, но не каждый час, не каждую минуту; а мы оскорбляем Бога не только делами и словами, но и мыслями, намерениями, чувствами, сокровенными движениями сердца, кои все открыты пред Всеведущим, — и это делаем не только каждый час, но. и каждую минуту; почти нет времени, когда бы не проходили чрез нашу душу нечистые мысли или не потрясали ее греховные движения. Обиды ближнего нам легче переносить; ибо он брат нам, равен нам по сотворению, по совершенствам души и по назначению своему. Пред Богом всякий грех есть бесконечное преступление как пред Существом бесконечным, Царем и Судиею вселенной.

Простит ли Он наши грехи, если мы не будем прощать обиды своих ближних? Его любовь равно простерта ко всем; для всех Он есть Отец, полный любви. Он сам желает, чтоб мы отпускали согрешения брата, если желаем получить от Него прощение. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и 01пец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 — 15). Но если Бог не простит нам, можем ли мы вступить в блаженную вечность? Не погибнем ли тогда навеки?

Самый высокий пример прощения обид видим мы, братия, в лице Спасителя нашего! Сколько Он претерпел обид, злословий, гонений от иудеев! И, однако ж, чем воздал им? Он исцелял их болящих, давал прозрение слепцам их, отверзал слух глухим; для всех открыт был источник любви, льющейся из Его сердца; скромно ответствовал Он на хулы, которыми осыпала Его злоба иудеев; одной любовью, одним желанием добра, добра вечного, ответствовал им за их злодеяния. Чем воздал Он им, когда иудеи предательски исхитили Его из молитвенного гефсиманского уединения и пригвоздили ко кресту? Пламенной молитвой об их вечном спасении. Отче, молился Он с креста, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34)! Да и все человечество от самого Адама постоянно преступало волю Божию, попирало со скотоподобным неистовством следы Божества, напечатленные в душе человеческой. Что сделал за это Сын Божий? Он воплотился, принял образ раба, пролил собственную кровь, чтоб омыть наши нечистоты пред очами правосудия Божия и избавить нас от вечного гнева Божия и мучения. Вот что совершил Господь за наши обиды!

Брат наш наносит нам оскорбления или по опрометчивости, или по неведению, или по минутному движению сердца и, может быть, после этого в тишине уединения омывает свой проступок слезами. Случается, что он совсем не имеет намерения сделать нам оскорбление и не делает его; но только нашему близорукому, подозрительному оку кажется, что он враждует против нас. Если. же и делает намеренное зло, то подумайте, кто управляет тогда его душою! Если бы он жил во свете истины Божией и устремлял свои очи к вечному воздаянию, то, конечно, никогда не решился бы наносить обиду своему брату. Но он болен душою: ибо что есть движение гнева, честолюбие, желание вредить ближнему, если не болезнь души?

Очевидно, что этот человек есть только слепое орудие диавола и заслуживает более сострадания, нежели мщения; более молитвы, нежели ненависти. Отвечая кротостью и благодеянием своему оскорбителю, мы лучше можем победить его, нежели ненавистью и враждой. Вражда ожесточает и утверждает брата во зле, кротость смягчает и искореняет в нем ненависть. Когда простим ему, то одержим несомненную победу над ним и доставим ему истинное добро, ибо исцелим его от глубокой нравственной болезни.

Братия! Ныне день прощения! Простим от сердца все обиды, какие мы потерпели от своих ближних; приступим к покаянию и к трапезе вечной жизни с сердцем чистым, с совестью, не омраченной враждой! Простите, братия, и меня; ибо, может быть, и я согрешил пред вами словом, или делом, или мыслию! Аминь.

 

<< Духовное чтение                                   На главную страницу >>