Место ребенка в семье. Воспитание детей.
(Советы священника Илии Шугаева – многодетного отца)
Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец — мать — дедушка и бабушка — старшие братья и сестры — я — младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Я слышал рассказы пожилых людей о том, что в старых семьях обязательно наступал момент, когда состарившийся глава семьи призывал своего сына и передавал ему свои обязанности.
Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это уродует семью. Но есть еще одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок. Попробую пояснить, что имеется в виду.
Один православный психолог отмечает, что в советской педагогике в 50-х годах произошел переворот. Был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее — детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, этот психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» — «Конечно, ребенку», — следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Отмечу еще раз: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше — матери, а далее всем остальным — дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом. Я часто расспрашивал пожилых людей о том, как протекал обед в старых семьях. Каждый раз я слышал нечто подобное. На стол ставился чугунок с супом. Один на всех! Никаких лучших кусков, все ели из одного чугунка. Первым начинал есть отец, до него никто не мог лезть своей ложкой за супом. Мяса никто вначале из супа не брал. Наконец, когда уже вся жидкость будет выхлебана, отец стукнет один раз по чугунку, и это было сигналом к тому, что можно есть мясо. За столом никто не разговаривал, и до окончания обеда самовольно выходить из-за стола никто не мог. Такое положение в русских провинциальных семьях держалось до конца 40-х годов. Только в начале 50-х годов в деревенских семьях появляется посуда для каждого члена семьи. До этого у каждого была только своя ложка. Если в деревне совершалась свадьба, то посуду для этого собирали по всей деревне. Так было во всех сословиях. И в купеческих, и в дворянских семьях почитание старших пронизывало весь уклад жизни.
Одна прихожанка рассказывала, что когда они семьей впервые уехали из Москвы на все лето в деревню, то она для себя сделала много открытий. Однажды они вернулись с огорода домой с одной соседкой, местной жительницей. Она первым делом, как всегда, стала сразу готовить на стол детям, чтобы подкрепить их после работы. «Ты что делаешь-то?!» — с удивлением спрашивает соседка. «Как что? Детей кормлю». — «Ты мужика-то сначала накорми! Вот дает!» Только тогда эта прихожанка впервые задумалась, что в семье должен быть глава семьи, которого надо уважать и что надо приучать детей уважать отца. Элементарные правила семейной жизни, которые знала обычная деревенская женщина, были откровением для горожанки, получившей высшее образование, много читающей и считавшей себя вполне хорошей супругой.
В приходе, где я делал первые свои шаги церковной жизни (да и во многих других приходах), я почти всегда видел одну картину. Во время Причастия первыми подходили дети, потом взрослые — и мужчины, и женщины вперемежку. Я считал это вполне нормальным и правильным. Но читая однажды древние церковные памятники, я встретил описание порядка, в каком подходили к Причастию в древней Церкви. Сначала причащались клирики (певцы, чтецы), потом миряне: мужчины, женщины и только в конце — дети. Вначале я был удивлен: как же так?! Бедных детишек заставлять ждать! Позже удивление сменилось пониманием, что только так и должно быть. Кстати, совсем маленькие дети причащались, видимо, все же не в конце, а просто на руках своих отцов и матерей, вместе с ними приступая к Причастию, а самостоятельные детки, которых не надо постоянно держать за ручку, шли действительно в конце. Так должно быть, если мы хотим вырастить хороших детей, которые знают свое место в жизни.
За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того, чтобы повзрослеть уже к 16–17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые в прошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этому морально.
У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенка должны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец — мать — дедушка и бабушка — старшие братья и сестры — я — младшие братья и сестры». Если в течение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положен лучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потому что я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умею подметать», — то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодой специалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.
Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать от него то, что он еще неспособен делать, но бесплатных привилегий быть не должно.
<< На главную страницу Воспитание детей. Запреты >>
Здравствуйте! Меня зовут Наталья.Спасибо огромное за ваш сайт. Мне уже приходилось задавать вам вопросы и получать исчерпывающие ответы.Меня давно интересует вопрос о воспитании пасынка в семье. У меня сын от первого брака, ему 13 лет. Папа его умер уже 9 лет назад.Мне кажется, что второй муж относится к нему слишком предвзято, даже не по-детски строго. Я переживаю. Иногда (чаще всего) это доходит до моих слёз.Мне жалко сына, хочется добрых отношений с мужем. Чтобы у нас был общий лад в семье.Муж верующий,но не воцерковлённый человек.Подскажите, как быть? что мне делать? (У меня ещё две дочки от второго брака.)Может посоветуете какую литературу почитать? Заранее спасибо.
Наталья, добрый вечер!
Во славу Божию!
У мужчин свой взгляд на воспитание сыновей, более строгий и требовательный, нежели, чем у нас, женщин. Когда отец воспитывает своего сына в строгости, то, тем самым, он проявляет к сыну заботу, любовь и внимание. Многие отцы не воспитывают даже своих родных по плоти сыновей, просто не обращают на них внимания, и это очень плохо! Ребенок чувствует себя не нужным, и уверенность в полной безнаказанности, побуждает таких детей совершать необратимые поступки, впоследствии калечащие им жизнь.
Когда отец строг в воспитании сына – это великое благо, так как сын строгого отца, как правило, вырастает дисциплинированным, ответственным и серьезным мужчиной. Когда женщина вынуждена воспитывать своего сына одна, то многие священники благословляют их просить Господа даровать им мужа, как главу семьи и помощника в воспитании сына, так как отец всегда нужен сыну. И то, что Господь даровал Вам мужа – главу семьи и отца Вашему сыну – это великая милость Божия, это Божий дар, который Вы обязаны ценить.
Если Ваше материнское сердце терзается и переживает, то советую Вам, как можно чаще, читать акафист Пресвятой Богородице “Воспитание”, а также читайте акафисты наиболее почитаемым Вами святым. Не советую Вам жалеть своего сына и показывать ему Ваши слезы – тем самым Вы можете настраивать своего сына против его отчима, портить отношения между сыном и отчимом. Лучше изливайте свою печаль Богу, наедине, в молитве, а сыну говорите, что отец прав, что он хочет тебе только добра и заботиться о твоем воспитании.
Вы можете поговорить с Вашим мужем, попросить у него совета, как Вам поступать в тех случаях, когда, как Вам кажется, Ваш муж напрасно притесняет Вашего сына. Также скажу Вам, что те мальчики, которых отцы воспитывают в строгости, даже в очень большой строгости, впоследствии, вырастают серьезными и ответственными людьми, не боящимися трудностей жизни и не избалованными излишнем вниманием. Благодарите Бога за то, что Ваш муж строг по отношению к Вашему сыну! И благодарите Вашего мужа за то, что он взял на себя ответственность за Вашего ребенка, и за то, что благодаря его строгости, Ваш сын вырастет достойным человеком.
Помоги Вам Бог!
Доброй ночи! Спасибо огоромное за ответ!Именно такой поддержки я и ждала.Душа моя немного успокоилась. Буду теперь читать акафист, который вы мне посоветовали, а то бабушка сына (моя мама) меня настраивает, то что так поступать нельзя с ребёнком, надо под себя подстраивать, больше внимания и ласки проявлять, а то сын возненавидит. это она про мужа моего.Как мне маме своей донести, что это совсем неплохо, как муж относится к ребёнку.
Наталья, добрый вечер!
Во славу Божию!
Да, в данной ситуации Вы должны проявить решимость, и мягко, но очень настойчиво, дать понять Вашей маме, что она не имеет права вмешиваться в Вашу семью и указывать зятю, как ему воспитывать своего сына. Родители перед Богом не имеют права нарушать мир в семье своих детей, и навязывать им свое мышление о воспитании детей. Поэтому, если Вы хотите, чтобы в Вашей семье был мир и покой, то Вы должны раз и навсегда дать понять Вашей маме, что Ваш муж – это глава Вашей семьи, и как он решит, так и будет.
Муж, жена и дети – это отдельная семья, и бабушки и дедушки не должны навязывать им свое мнение, тем более, если это мнение становится причиной семейных ссор. Поймите, Ваш муж совершил подвиг! Он взял Вас в жены с ребенком и разделил с Вами ответственность за воспитание детей, поэтому Ваш муж заслуживает и с Вашей стороны, и со стороны Вашей мамы – уважение и признательность. Вы должны любить своего супруга, и всецело доверять ему, а Ваша мама должна уважать своего зятя, и помнить, что мужчина – это глава, и мы, женщины, должны вести себя смиренно и кротко, как и подобает православным христианкам.
Простите, если я была резка в суждениях, но на своем веку я видела не мало семей, где теща критиковала своего зятя, и впоследствии такие семьи разрушались. Может поэтому мне так тяжело, когда мамы, вместо того, чтобы любой ценой хранить мир и спокойствие в семьях своих детей, занимаются не тем, что им подобает, а подобает им молиться ежедневно и всецело уповать на милость Божию, ибо Господь никогда не оставляет тех, кто просит Его о милости и помощи.
Помоги Вам Бог!