Познавательные фильмы о Православной вере_2

Дорогие посетители нашего Православного островка!

Следующие 5 серий – (с 20 по 25) посвящены Таинствам святой Православной Церкви: Причащения, Покаяния, Священства, Брака и Елеосвящения (Соборования).

Познавательные фильмы о Православной вере – с 20 по 25 серию

21 серия. Таинство Причащения

22 серия. Таинство Покаяния

23 серия. Таинство Священства

24 серия. Таинство Брака

25 серия. Таинство Елеосвящения

Таинство Причащения

Причащение – это Святое Таинство, в котором христиане под видом хлеба и вина принимают Тело и Кровь Иисуса Христа. Славянское слово «Причащение» буквально означает повторяемое соединение вместе отдельных частей.

Душевное стремление верующего человека, любящего Бога, выражается в желании соединиться с Ним. Это и происходит в Таинстве Причащения. Его установил Сам Спаситель, когда в первый раз совершил Причащение учеников на Тайной Вечере, накануне Крестных страданий и смерти. Вот как об этом повествует евангелист Матфей:

««И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26-28).

Это повествование дополняет апостол Лука:

«… преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Поэтому Таинство Причащения совершается в Церкви постоянно, во время Богослужения, которое называется Божественной Литургией. Это важнейшая из Церковных служб. Она символически открывает всю драму жизни Христа, от Рождества до Вознесения. Например, шествие с Евангелием символизирует выход Спасителя на проповедь. Открытие Царских Врат и вынос Святых Даров – явление Спасителя после Воскресения.

Слово Литургия греческое. Оно означает «общественное дело». Литургия совершается в храме, где есть Престол или хотя бы антиминс – плат, в который вшиты мощи мучеников. Антиминс означает по-гречески «вместо престолья». Он должен быть освящен епископом. Литургия состоит из трех частей. Первая называется проскомидия – это тоже греческое слово, оно значит принесение и происходит от обычая древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения таинства. По той же причине хлеб таинства называется просфора – приношение.

На проскомидии происходит приготовление даров для причащения: из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения таинства; в священный сосуд вливается вино, соединенное с водой. Священнослужитель во время проскомидии вспоминает всю Церковь, прославляет святых, молится о живых и умерших. Те записки о здравии и упокоении наших близких, которые мы пишем перед службой, прочитываются именно на проскомидии. Хлеб для причащения называется агнцем. Он представляет собой образ страдающего Христа. Спаситель приносит Себя в жертву за людей, подобно тому, как в Ветхом Завете приносился в жертву пасхальный агнец, которого израильтяне закалывали и вкушали в память об избавлении из Египетского рабства. Вино для таинства соединяется с водой, потому что во время казни Христа на Голгофе из Его прободенного ребра истекли кровь и вода.

Часть литургии, в которой верующие готовятся к таинству, называется литургией оглашенных – так издревле называют тех, кто только готовится к принятию святого крещения. Эта часть литургии называется так потому, что к участию в ней по традиции допускаются и оглашенные, и кающиеся, но не допущенные к причащению прихожане. Литургия оглашенных начинается с прославления Пресвятой Троицы возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа».

Она состоит из молитв, песнопений, чтения апостольских книг и Евангелия. Заканчивается эта часть богослужения повелением оглашенным выйти из церкви. Причащение совершается во время третьей части службы – литургии верных. По древней традиции только крещеные люди могут присутствовать на этом богослужении. Конечно, никто сегодня не станет насильно удалять некрещеного человека из храма с литургии верных. Но традиция такая существует. Ее надо знать для того, чтобы участвовать в богослужении  более осмысленно.

Важнейшая часть литургии верных – это момент, когда хлеб и вино Святым Духом прилагаются в истинное Тело и Кровь Христа. Православное богословие не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого Таинства. Хлеб и вино в Таинстве не изменяют своих природных качеств, подобно тому как полнота Божества Христа нисколько не умаляет полноты и истинности Его человечества. Вот слова святителя Иоанна Златоуста:

«Как прежде того, когда освятится хлеб, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени тела Господа, хотя природа хлеба в нем осталась».

Православному христианину необходимо причащаться: от этого зависит его вечная жизнь. Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:54). Непринятие Причастия подвергает нас смертельной опасности. Спаситель говорит предельно ясно: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан.6:53).

Как часто нужно причащаться? По церковной традиции не реже четырех раз в год – каждым постом. Желательно причащаться как можно чаще. Древние христиане причащались каждый воскресный день. Сегодня немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым к великому Таинству. Но для нас важно иметь древний идеал пред собой как благодатный пример. К таинству причащения нужно готовиться: постом, молитвой, исповеданием своих грехов и прощением тех, что согрешили против нас. В земной жизни нет ничего важнее Причастия, потому что через Таинство мы принимаем в себя живого Христа, соединяемся с Ним и получаем жизнь вечную.

Об этом Спаситель говорит так: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан.6:56). Можно дать такой пример: младенец принимает молоко матери, которое по сути есть ее тело и кровь, и, питаясь им, растет. Но души нуждаются в пище небесной, чтобы расти и совершенствоваться духовно. Христос сказал о Себе: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Иоан.6:41).

Совершение таинства причащения не прекратится в Церкви никогда – до самого пришествия Христова. Перед причастием верующие произносят молитву: Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинный  Христос, Сын Бога живого, Который сошел с небес в мир спасти грешников, из которых я – самый первый. Еще верую, что здесь – истинное пречистое Тело Твое, и сама пречистая Кровь Твоя. Поэтому молю Тебя: помилуй меня и прости мне согрешения мои, сделанные вольно или невольно, ведая или не ведая, словом или делом, и удостой меня без осуждения  причаститься Святым Тайнам Твоим, для прощения грехов и жизни вечной. Аминь».

Познавательные фильмы о Православной вере – с 20 по 25 серию (из 30 серий)

Видео – рубрика >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера