— Почему в православии прихожан именуют «раб Божий», а в католицизме «сын Божий»?
— Утверждение это не соответствует действительности, — священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. — Католики в молитвах также называют себя рабами Божиими. Обратимся к главной службе католиков — Мессе. «Священник, сняв покров с чаши, возносит хлеб на дискосе, говоря: Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный раб Твой приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших». С началом Евхаристической молитвы (I) священник просит о живых: «Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих…. всех присутствующих, вера которых Тебе известна и благочестие которых Тебе ведомы…». Во время канона Литургии священник произносит: «Посему и мы, Господи, рабы Твои и народ Твой святой, памятуя благословенное Страдание и Воскресение от преисподних и славное на небо Вознесение Того же Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приносим преславному Величеству Твоему от Твоих благ и даров…». Во время поминовения усопших произносится молитва: «Помяни еще, Господи, рабов и рабынь Твоих… , которые предварили нас со знамением веры и почивают сном мира». В продолжении молитвы за усопших священник говорит: «И нам грешным рабам Твоим, уповающим на обилие милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и Мучениками, с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавою, Игнатием, Александром, Марцелином, Петром, Фелицитатою, Перпетуею, Агафиею, Луциею, Агнессою, Цецилиею, Анастасиею и всеми святыми Твоими, в сообщество которых приими нас…». В латинском тексте стоит существительное famulus (раб, слуга).
Наше духовное сознание должно быть очищенным от мирских представлений. Мы не должны понятия, заимствованные из области юридических и социальных отношений, применять к высшей реальности, в которой действуют иные начала и законы. Бог хочет всех привести к вечной жизни. Человек, имеющий поврежденную грехом природу, чтобы обрести блаженство в Царстве Небесном, должен не только верить в Бога, но и всецело следовать всеблагой воле Господа. Священное Писание человека, который совлекся своей греховной воли и предал себя спасительной воле Господа, называет «рабом Божиим». Это очень почетное звание. В библейских священных текстах слова «раб Господень» применяются в первую очередь к Мессии-Христу, Сыну Божию, Который до конца исполнил волю пославшего Его Отца. Мессия говорит через пророка Исаию: «Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:16). В Новом Завете апостол Павел говорит о Спасителе: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:7–9). Пресвятая Дева Мария говорит о Себе: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Кого еще Слово Божие называет «рабом Божиим»? Великих праведников: Авраама (Быт.26:24), Моисея (1Пар.6:49), Давида (2Цар.7:8). Св. апостолы применяют к себе это звание: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак.1:1), «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2 Петр.1:1), «Иуда, раб Иисуса Христа» (Иуд.1:1), «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (1:1). Право называться рабом Божиим надо заслужить. Многие ли могут с чистой совестью сказать о себе, что они — рабы Божии и не являются рабами своих страстей, рабами греха?
В чем отличие православной веры от католической?
Спасибо за Ваш ответ на мое размышление- он вполне удовлетворяет меня. Остается пока не вполне понятным вопрос о причине, по которой Бог решил создать первый (ангельский) мир. Если мир человеков создан для восполнения ангельского мира, то становится понятным смысл смерти во Христе: станем ангелами и тем самым пополним ангельский мир. При этом все нехристи тоже станут ангелами, но ангелами тьмы…Да, это- весьма логично. Но здесь также нет ответа на вопрос: почему Бог создал ангельский мир? Зачем он Ему?
Пожалуйста и во славу Божию!
Бог создал Ангельский мир, чтобы они славили Его!
Так учит Церковь.
Спасибо за Ваше разъяснение о цели создания Богом Ангельского мира. НоВаш ответ порождает следующую мысль: согласно Закона Божия Бог ни в чем не нуждается. Следовательно, Бог не нуждается и в славе. Или жажда славы- исключение?
Действительно, Господь ни в чем не нуждается. Он создал Ангелов, чтобы поделиться с ними Своим блаженством и славой. Ангелы прославляют Бога не потому, что их заставили, а потому, что они это делают от переизбытка чувства благодарности!
Сергей, многие святые отцы учат нас не размышлять там, где наш ум слаб.
Например, святитель Спиридон учил не “испытывать то, что превыше разума и мудрости человеческой”. Ибо эти испытания и опасные поиски, ведут, как правило – к ереси.
Умудри Вас Господи!
Как же интересно с Вами общаться! Да, действительно, я выразился неверно. С помощью Ваших разъяснений я начинаю лучше понимать смысл устроения мироздания: Бог в Своей Троичности пребывая в блаженстве, решил поделиться им (блаженством) с кем-то еще. Но, полагаю, что до сотворения Ангельского мира Пресвятая Троица пребывала исключительно в блаженстве т. к. славить Ее попросту было некому. Славить Бога начали Ангелы, вкусив блаженство. Это- логично. Но здесь я думаю вот, о чем: Закон Божий учит, что Бог Всеведущ. Следовательно, Бог знал наперед, что Денница выступит против Него, что он увлечет за собой множество других ангелов и произойдет все то, что произошло. Отсюда можно сделать вывод о том, что Бог знал о неизбежности вхождения в мир зла в виде гордыни и тем не менее не отступил от намерения создать мир Ангельский, а затем- мир людей и иных существ. Таким образом, план Божий намного загадочнее и сложнее, чем просто предоставить Своему созданию (миру) поблаженствовать…Возможно, грех (зло) лишь- инструмент достижения Богом некоей тайной цели..Слава Пресвятой Троице и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
По толкования Святых Отцов, Бог, еще до повторения видимого и невидимого мира, действительно, знал о падении ангелов и грехопадении людей. Но, как Всеведущий, Господь провидел любящих его ангелов, которые устояли в любви к Нему, а также видел наперёд Авраама, Илию, Еноха и всех тех добрых людей, которые душой стремились к Создателю. Бог их всех заочно полюбил и создал Небо и землю.
Нам, христианам, известно, что Бог создал вначале ангельский мир; что часть ангелов отпала от Бога, будучи увлеченная одним из высших ангелов по имени Денница, впавшего в гордыню и пожелавшему стать самому как Бог; что произошла война на небесах и полчища павших ангелов были сокрушены (отдалены от Бога) вниз..А когда был создан мир человеков: после битвы на небесах?
Сергей, здравствуйте!
Да, Адам и Ева были созданы после отпадения Денницы.
Толкование Святых Отцов говорит о том, что Господь создал людей для того, чтобы восполнить отпадших ангелов на Небесах.
Бог запретил людям употреблять в пищу свинину. Священник даёт рецепт борща на свинине. где правильность?
Здравствуйте, Виктор!
Вот что по этому вопросу пишет православный публицист Сергей Худиев:
“В Библии написано (Ветхий завет), что нельзя есть свинину. Тем не менее весь христианский мир ест. Объясните, почему?
Библия рассказывает нам об истории спасения, о том, как Бог действовал (и действует) в истории человечества и в истории Своего избранного народа. Его отношения с людьми развиваются постепенно, они проходят несколько этапов. Один из этих этапов — Ветхозаветный Закон; Бог устанавливает для Своих людей, народа древнего Израиля, определенные правила, которые должны научить людей помнить о Нем в повседневной жизни. Важным было и другое — закон должен был отделить верующих в Единого Бога от язычников, чтобы предотвратить постепенное проникновение языческих обычаев и верований, и, в итоге, растворение Божьего народа в языческом мире.
Закон включал в себя как нравственные, так и обрядовые предписания, касающиеся порядка совершения богослужения, одежды и пищи — в частности, запрет на употребление в пищу свинины. Но главным предназначением Закона было то, что Закон должен был подготовить людей к приходу Спасителя, Иисуса Христа. Как говорит Апостол Павел:
“Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя” (Гал.3:24,25).
С приходом Иисуса Христа необходимость в соблюдении обрядового закона отпала; напротив, настаивать на нем значило бы поставить преграду между Евангелием и языческими народами. Поэтому Бог ниспослал особое Откровение, чтобы прояснить это:
“На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым” (Деян.10:9-15).
Новый Завет освобождает нас от необходимости соблюдать ветхозаветные предписания:
“Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы” (Деян.15:28,29).
Поэтому Вы свободны есть (или не есть) свинину. На Ваши отношения с Богом это никак не влияет”.
С Богом!
Все равно ребенку не доходит слово раб
Главное качество нашей православной души – это смирение. То есть, отсутствие гордости, из-за которой пали ангелы и превратились в бесов…
Смирение помогает слушать Господа, помогает жить по Заповедям Божиим, помогает прощать ближнего.
Посему, называя себя рабом Божьим (а не сыном, братом или другом) мы смиряем себя и ограничиваем некими рамками.
Именно, живя в рамках рабов Божьих, мы не совершим различных и тяжких грехов, которые человек творит по своей гордости… А значит у нас будет надежда войти в Царство Небесное, где ожидает каждого верующего и смиренного христианина – Вечная Жизнь!
Спасибо за разьяснение. Хочу попросить также разьяснить следующее. Слышу такое, что православие на Руси насадили насильственным путем, много было убиенных… Пожалуйста, напишите об этом, спасибо.
Нелли, добрый вечер!
О зарождении на Руси Православия написано много книг, в которых все описано и разъяснено достаточно подробно. Советуем Вам подобрать для себя интересующую Вас историческую литературу, в которой Вы найдете для себя все ответы, на интересующие Вас вопросы. Храни Вас Бог!