Познавательные фильмы о Православной вере

Дорогие посетители нашего Православного островка!

Следующие 5 серий – (с 26 по 30) посвящены Заповедям Божиим, на которых была построена не только Ветхозаветная Церковь, но на которых зиждедтся (стоит) Христова Церковь Нового Завета.

Познавательные фильмы о Православной вере – с 26 по 30 серию (из 30 серий)

26 серия. Заповеди Божии. Синайское откровение

27 серия. Первая заповедь

28 серия. Вторая заповедь

29 серия. Третья Заповедь

30 серия. Четвертая Заповедь. День Покоя

Заповеди Божии. Синайское откровение

В течение жизни каждый человек в той или иной степени вынужден оценивать собственные поступки и действия других людей с нравственной точки зрения. Что они несут в себе: добро или зло?

Существует два основных критерия подобной оценки. Это голос совести и Закон Божий – Заповеди. Совесть – нравственные основы, живущие в людских сердцах – святитель Николай Сербский называет древнейшими заповедями, заповедями, которые не были записаны. О том же говорит и апостол Павел в послании к римлянам:

«Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим.2:14–15).

Этот древнейший неписаный закон был общим для всего потомства Адама. Со времен праотцов он переносился из уст в уста, из поколения в поколение и сохранился через столетия в Священном Предании.

Однако непрестанными усилиями врага рода человеческого, сатаны, этот нравственный Закон стал исчезать из человеческих сердец, люди сделались испорченными, гордыми и злыми.

За 15 веков до пришествия в мир Спасителя Иисуса Христа Бог дал вождю израильского народа Моисею Закон, записанный на скрижалях. Это событие – одно из важнейших в истории человечества – произошло в пустыне, на горе Синай, во время странствования богоизбранного народа в землю обетованную. Бог явил себя израильтянам в огне и облаке. Вот что говорит нам книга Исход:

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали Откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31, 18).

Закон этот записан был на двух каменных плитах – скрижалях – и состоял из десяти заповедей. Прежде, чем рассмотреть каждую из них в отдельности, прочитаем заповеди в той последовательности, в которой они даны в Божественном Откровении и записаны в Библии.

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

По существу, Заповеди синайского Откровения – это тот же Закон, который, по словам апостола Павла, записан в сердцах людей. Нравственный закон, присущий человеку, сотворенному по образу и подобию Бога. Заповеди были даны Богом человеку, чтобы он мог, руководствуясь ими, провести земную жизнь в добродетели и вступить в жизнь вечную, наследуя Царство Небесное.

«Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим», – говорит Бог Израилю в Книге Чисел.

Откроем книгу Второзаконие:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, всей силой твоей и всем разумом твоим».

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя», – повествует книга Левит.

В разделении Заповедей на две скрижали отражено то обстоятельство, что все 10 заповедей синайского Откровения могут быть обобщенно выражены двумя Заповедями Христа. Когда один из иудеев, знатоков Закона, спросил Спасителя, искушая Его:

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?»

Иисус сказал ему:

«Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. А вторая подобна ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки».

Христос учил Своих последователей соблюдать Заповеди. В беседе с богатым юношей Он сказал:

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

В Нагорной проповеди Спаситель говорит:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

В свете Евангелия десять Заповедей, данных Моисею на Синае, предстают в духовно-возвышенном понимании. Вот слова апостола Павла, обращенные к христианам Коринфа:

«Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

Заповедь о любви к ближнему ставит перед человеком вопрос:

«Кто такой ближний?»

Ближний – это любой человек. Ведь все люди – это создания Единого Бога, и произошли от Адама. Мы уже говорили о том, что Ева была создана из ребра мужа. Почему? Творец сделал так, чтобы люди осознавали, что являются единой плотью, а потому были бы склонны любить и беречь друг друга.

Почему нет заповеди о любви к самому себе? Ведь это так свойственно человеку. Спаситель говорит:

«Возлюби ближнего, как самого себя».

В Пространном Катехизисе святитель Филарет Московский дает удивительную по глубине формулу любви:

«Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних. А любить ближних следует для Бога. А любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним. А любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу».

Познавательные фильмы о Православной вере – с 26 по 30 серию (из 30 серий)

Видео – рубрика >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера