Кто жениться на разведенной, тот прелюбодействует?


Кто жениться на разведенной, тот прелюбодействует?

Вопрс: Что значит: «… и кто жениться на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32)?

Ответ: 1. В Нагорной проповеди Господь не предлагает развернутого законодательства о семье, а говорит только о чистоте христианского брака. Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о виновной стороне. Если брак распался из-за прелюбодеяния одного из супругов, то человек, вступающий и ним в брак также причастен к греху прелюбодеяния.

Такое понимание нашло отражение и в правилах Православной Церкви. Если брак распался по причине прелюбодейства, то полагается исследовать. Если подтвердится преступление одного из супругов, то ему полагается епитимия (духовное наказание). Невиновной стороне разрешается вступать в новый брак. При этом человек не лишается церковного общения.

2. Все новозаветное Священное Писание проникнуто мысль о мире как о благодатной состоянии. Когда Спаситель родился, ангелы воспели: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:14). В Нагорной проповеди Иисус Христос обещает блаженства тем, кто исполняет евангельские заповеди. Наибольшая награда ожидает миротворцев: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9). Посылая апостолов на проповедь, Господь заповедал им: «входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Мф.10:12). Мир, построенный на началах любви, составляет подлинную природу христианства, его духовный нерв. Там, где этого нет, христианство остается внешним, без плодов. К миру призывают и ученики Христовы: «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему»(1 Пет.3:11); «будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18); «как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим.10:15).

Как же понимать приведенные в письме слова Иисуса Христа? Ответ мы находим в Евангелии от Иоанна: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14:27). Не может быть подлинного мира в семье или в любом другом сообществе, если люди не примирились с Богом через Иисуса Христа: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор.5:19). Мир, который дает мiр (в славянском языке было два слова), не ведет ко спасению, потому что не устраняет грех, мирится с ним. Приход в мир Спасителя и благовестие Царства Небесного предельно ясно обозначили границу добра и зла. В этом смысле Господь и говорит о разделении, которое Он принес. История христианства с древних времен дает нам много таких примеров.

В приведенном в вопросе стихе говорится о мече. Это — меч духовный: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр.4:12).

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

 

<< Духовное чтение                                                       На главную страницу >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Обсуждение: 8 комментариев
  1. Любовушка:

    Добрый день!подскажите можно ли жениться с троюродным братом если есть сильная любовь?

    Ответить
    1. священник Никифор Захаров:

      Здравствуйте, Любовь!
      В Церковных правилах, к сожалению, нет четкого ответа на этот вопрос, в связи с некой путаницей в определении степени родства. Поэтому я предлагаю Вам обратиться к Архиерею в Вашем регионе.
      С Богом!

      Ответить
  2. Екатерина:

    Добрый день,мой муж в блуде 2,5 года,у них уже родился ребенок,все это время молилась о вразумлении мужа.Наш брак венчан,3 детей,все это время нахожусь в огоромном унынии.С мужем общаемся только по детям.Я люблю мужа и каждый раз когда узнаю какую то информацию из его семейной жизни,появляеться огромная обида,ревность и злость,ничего не могу с собой сделать…Как молиться,что бы Господь вывел меня и детей по наилучшему для нас пути?

    Ответить
    1. редактор Ольга:

      Здравствуйте, Екатерина!
      «Главные наши молитвы — это молитвы Богу и Божией Матери. А уже потом тем святым, к кому ваша душа особенно расположена, внутреннюю близость и особенное доверие к которым вы ощущаете на основании молитвенного опыта своей жизни и на основании опыта церковного, выделяющего тех или иных подвижников благочестия, почитаемых как преимущественных покровителей семейной жизни. Среди них есть и жившие много веков назад, и совсем близкие к нам по времени своей земной жизни.
      Из тех, которые подвизались на нашей Русской земле, можно назвать, к примеру, три семейные пары — святых благоверных князей Петра и Февронию, живших в Муроме в ХШ веке; родителей величайшего святого подвижника преподобного Сергия Радонежского, в старости принявших монашество, схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию, живших в XIV столетии; последнего российского императора святого страстотерпца Николая и святой страстотерпицы императрицы Александры.
      Почему именно эти святые избраны Церковью в качестве покровителей семейной жизни? Все они прошли путь семейного подвига и в своем земном бытии явили нам, что такое подлинная христианская семья, без каких-либо оговорок и поправок на человеческую немощь.
      Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские своей жизнью подтвердили слова Священного Писания: «…Крепка, как смерть, любовь» (Песн.8,6). Все было против их семейного союза. Разное социальное положение: он — князь, она — простая крестьянка; человеческая вражда; болезнь князя Петра; действия лукавого, который всячески стремился помешать созданию этого союза. Но эти святые являют нам пример того, как подлинная супружеская любовь, подлинное устремление людей друг к другу в сочетании с благочестием и верностью Церкви, приносят дивный плод в жизни человека, когда уже ничто земное, никакие иные предпочтения, влияния, давления, не могут нарушить крепости такой семьи. И по их Житию наглядно видно, как начавшееся в этой жизни прорастает в жизнь вечную, как все искреннее, подлинное, жертвенное, что есть в жизни мужа и жены, продолжится и за порогом смерти.
      Мы знаем, что Господь засвидетельствовал это особым чудом. Ибо было известно, что благоверные князья Петр и Феврония, умершие в один день, желали быть погребенными вместе, а люди этому препятствовали, но произошло чудо Божие, которое несколько раз повторилось: они телами оказывались в одном гробу.
      Это указует нам на то, что и душами они в вечности неразлучны. И мы, зная, что такое возможно, и видя такой красивый пример их жизни, можем прибегать в своих молитвах к этим святым с просьбой о том, чтобы что-то подобное, разумеется, в меньшую меру, происходило и с нами. И можем просить для своей семьи не внешнего благоустроения, не успешности, не того, что мирские люди на свадьбах и днях рождения желают друг другу, а того, чтобы нам быть вместе и после своего пребывания на этой земле — в блаженной вечности.
      Несколько иное мы видим в почитании родителей преподобного Сергия. Если святые Петр и Феврония прежде всего — святые муж и жена, то святые схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, прежде всего, святые родители.
      Мы знаем об отношениях в семье в детстве отрока Варфоломея, о том, какую меру любви воспитали в своих детях родители, если до их монашеского пострига, вернее до их упокоения, преподобный Сергий, собственный порыв к Богу, считал возможным исполнить только после исполнения долга любви по отношению к родителям, которых он до конца не оставлял.
      Читая Житие преподобного Сергия, мы понимаем, что все это было в его душе воспитано. Вообще мы о преподобных Кирилле и Марии Радонежских знаем мало, но мы знаем о них через их сына. Такой сын, как преподобный Сергий, мог вырасти в такую духовную меру только у святых родителей.
      Соответственно, каждый из нас, кто желает своим детям того же, что мы видим в Житии преподобного Сергия, то есть мужественности в следовании за Христом, любви к Богу, милосердия к окружающим, бескомпромиссности в своей вере, будем просить святых схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию, чтобы они помолились за нас, и Господь дал мудрости воспитать наших детей истинными христианами.
      Наконец, семья святых царственных страстотерпцев: родителей и детей — императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, Великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии — есть дивный пример того, как можно стать святыми, вопреки всему.
      Если во время жизни святых Петра и Февронии, Кирилла и Марии, общество было христианским, сам идеал жизни был идеалом святости (что не исключало, конечно же, греховной жизни конкретных людей), то святые царственные страстотерпцы жили в эпоху начала апостасии, то есть отступления человечества от Христа, меру которого, с поправкой в сто лет, переживаем и мы сейчас. И эти святые свидетельствуют нам о том, что и в такое время можно жить так, чтобы не только не лишиться Царствия Небесного, но и достигнуть во Христе святости.
      Царственные страстотерпцы — наше укрепление в малодушии, когда опускаются руки против все усиливающихся толков о том, что сейчас невозможно ни спастись, ни детей воспитать для Царствия Небесного. Все возможно, «Господу содействующу», — для тех, кто как царь Николай, царица Александра и их дети, до последнего дыхания возлагали свое упование прежде всего на Бога, а не на политические расчеты каких-то людей или собственную мудрость. И это тоже для нас великая мера христианской жизни. А церковный опыт последних десятилетий говорит нам о том, что царственные страстотерпцы — еще и великие молитвенники за нас. И как же мы можем им не молиться?
      Но, впрочем, конечно же, этими тремя святыми семьями не исчерпывается сонм угодников Божиих, которые являются покровителями семейной жизни.
      Мы можем вспомнить таковых и в древней Церкви: мучеников Адриана и Наталию, преподобных Ксенофонта и Марию, великомучеников Евстафия Плакиду и Евфимию, и многих, многих других, к которым, по мере того, как мы из Жития древних святых или из Жития наших новомучеников узнаем их духовный облик, наше сердце тоже к ним прилепляется.
      И если мы, кроме как общеизвестным в Церкви святым, будем молиться еще и тем, к которым, по тем или иным причинам, особенно расположены, то это тоже будет и добрым, и значимым в жизни нашей семьи» (Протоиерей Максим Козлов).

      Ответить
  3. Olga:

    некоторое время мучает меня вопрос.
    Почему бывшая матушка никогда больше не ходит в церковь ?? ситуация такая. девушка выходит замуж за священника. ему дают приход . жили они так лет 7, детей не было, потом она с ним разводится , но в церкви не развенчивается. Через некоторое время выходит замуж за обычного мужчину, причем, о том, что она была замужем за священником он узнает примерно года через 3. То, что замужем была она сказала, а то что за священнослужителем -нет и тщательно скрывает до настоящего времени, где был тот приход, в котором они служили. Батушка сейчас уже умер. Женщина эта, бывшая матушка, жива и сейчас. Ей 58 лет. В храм она не ходит, нательного креста не носит,даже свою дочь от другого брака сама крестить в церковь не ходила. Да и православные обряды, как таковые , не соблюдает. Возможно, ли отлучение от церкви жены священника ????

    Ответить
    1. священник Димитрий Синявин:

      Здравствуйте, Ольга!
      Бывшая жена священника сама себя отлучила от Церкви, потому что неверующая. Что послужила тому, что она потеряла веру, или была ли у неё вера раньше, сложно ответить. Возможно она ради выгоды вышла замуж за духовного человека, чтобы быть матушкой и жить хорошо, но так как выгоды не получилась, то она ушла из Церкви. Если Вам эта женщина не безразлична, то помолитесь о её вразумлении.
      Мир Вам и Божие благословение!

      Ответить
  4. Светлана:

    Здравствуйте! Очень прошу помочь мне! Надеюсь найти ответ на свой вопрос. Я в разводе семь лет. После развода встретила другого мужчину, но пути разошлись, я всегда думала о нем и надеялась вновь встретиться. Он женился и у него родилась дочка. Два года тому назад наши дороги пересеклись и я сильно полюбила его. Маюсь и страдаю и не могу найти спасения. Кажлый день молюсь и прошу Бога чтоб он определил мою судьбу. Знаю, что не имею право разрушать семью, но сама я погибаю без любви этого человека. Других мужчин не виду и не желаю, точу себя изнутри, лишь бы он один был рядом….
    Помогите, прошу! Подскажите, как правильно и о чем молиться…
    Храни Вас Бог!
    С уважением Светлана.

    Ответить
    1. редактор Ольга:

      Здравствуйте, Светлана!
      Разбивать чужую семью — это большой грех! Нельзя построить свое счастье на слезах других. Одумайтесь, покайтесь! Это большой грех! Это не любовь у Вас, а бесовское наваждение. Советуем Вам больше молиться, исповедоваться и причащаться не реже одного раза в две недели. Будете молиться и Господь сохранит Вас от страшного греха.
      Умудри Вас Бог!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: