Неужели всякая власть от Бога?
В данном месте св. апостол Павел применительно к обществу выражает ту истину, которая проходит через все Священное Писание. В сотворенном Богом мире всякая власть исходит от Бога: власть человека над природой (Быт. 1.28), мужа над женой (Быт.3.16), родителей над детьми (Лев.19.3), царя над подданными. Господь из начальной безвидности и пустоты (Быт.1:2) устроил порядок: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия — так называемые смутные времена. «Многовластие же порождает партии, а партии — причина разделения и разложения» (преп. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Слово 41).
Не только вождям и правителям избранного народа Господь дает полномочия управлять подданными, но и языческим монархам. Так, например, Навуходоносор был поставлен по воле Божией над всем ближним Востоком (Иер 27:6; Дан.2:37). Однако из этого не следует, что все деяния власть предержащих угодны Богу. «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими» (Прем. Сол.6:1–5).
При утверждении, что нет власти не от Бога (Рим.13:1) надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им. «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание» (преп. Исидор Пелусиот. Письма, ч.2. К Дионисию). Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден.
Священное Писание говорит не только о подчинении властям, но и указывает пределы послушания им. Они определяются высшими законами Божественной Правды. Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда власть препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой власти не следует: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян.5:29). Эта мысль ясно выражена в святоотеческих творениях. «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия» (Святитель Василий Великий. Нравственные правила . 79.1). Святейшему Патриарху Тихону во время его выступления со свидетельскими показаниями на процессе 54-х священников 5 мая 1922 года был задан вопрос председателем суда: «Законы, существующие в государстве, Вы считаете для себя обязательными или нет?». Святитель Тихон ответил: «Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия» (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000, с.134).
Иеромонах Иов (Гумеров)
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Здравствуйте!мой муж работает в театре,у них очень жесткое руководство,”самодуры”,как называют их в народе, у них недавно была премьера,все актеры и персонал работали с утра до вечера на исходе своих человеческих и творческих сил,а потом им не дали выходные и снова запрягли работой,несколько актеров свалились с болезнью,но несмотря на больничный должны были приходить играть спектакли(им говорили,а кто кроме вас сыграет),а одного актера вообще до обморочного состояния довели(при этом главный режиссер сама после премьеры дома отлеживается,а художественный руководитель приходит на работу,когда ему вздумается),мой муж сказал,что отыграет за этого актера в обмороке спектакль,главная режиссер неособо довольна,тот актер мало играет(хотя какая разница кто из них),я начала подначивать мужа,чтобы на всеобщем собрании(у них каждый месяц в театре проходит,они там проблемы разные разбирают) или если так будут ругать этого обморочного актера за него вступился и сказал начальству,что это они неправы,так издеваться над людьми,они болеть не разрешают,в роддом встречать мужей-актеров своих жен с детьми не пускают и над актрисами,которые в декрет уходят ехидничают и ойкают,как же это вы с нами некрасиво поступаете,что рожать идете,а кто играть будет.Это же все бесчеловечно!Может ли мой муж защищать на собраниях людей,на которых они отыгрываются,могу ли я его просить заступаться за них,это все таки же власть начальствующая,которую мы должны слушаться?
Елена, здравствуйте!
Да, мы думаем было бы правильно, если бы Ваш муж заступился за своих товарищей по работе.
Помоги Вам Бог!