Как бороться с холодностью в молитве?
Вопрос: ─ Как бороться с охлаждением к молитве и сердечным нечувствием?
Ответ: ─ Для определения здоровой духовной жизни святые отцы употребляют понятие теплота . «Духовная теплота в истинном своем виде есть плод присутствия в сердце благодати. Когда посещает благодать, на сердце тепло, а когда отходит — холодно. Духовная в сердце теплота есть плод чувства к Богу и всему Божественному» (прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Часть вторая. Глава седьмая. О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца).
Появляется она в самом начале духовной жизни, когда человек с верою и решимостью идти путем спасения совершает первые шаги по очищению сердца. В это время Господь посылает новоначальному такую благодать, которая многократно превосходит его реальные труды. Бог дает ее, чтобы, столкнувшись с первыми искушениями и трудностями, новоначальный не повернул вспять к прежней жизни и чтобы демоны, воспользовавшись его неопытностью, не похитили у него еще неокрепшую веру. Период этот у каждого может быть разным, но всем дано пережить состояние, когда благодать временно отступает. Это проявление Божественной педагогики. Так Господь научает опытности и побуждает к самостоятельным трудам. Когда младенец совсем беспомощный, мать носит его на руках. Но если его никогда не ставить на ноги, то он не научится ходить. Если духовная жизнь человека строится на правильных началах, то христианин участием в благодатном опыте Церкви, молитвой, чтением Священного Писания и святых отцов, делами деятельной любви вновь обретает сердечную теплоту и, укрепляемый всевозрастающей в нем благодатью, совершает путь спасения. Память о временном умалении теплоты лишь укрепляет в человеке чувство благодарения Бога и надежду на Него.
Святые отцы говорят также о таком охлаждении , которое является болезненным и опасным для духовной жизни. Причин может быть несколько:
1. Ложное направление духовной жизни, которое может привести к перенапряжению душевных сил и упадку здоровья.
2. Самомнение и самонадеянность. Оставляя нас перед лицом наших немощей, Господь заботится о том, чтобы в нашем сердце не пророс ядовитый корень духовной гордыни.
3. Смертный грех. Из нечистого сосуда нашей души удаляется благодать.
4. Невнимание к внутренней жизни, ослабление страха Божия, пристрастие к чему-либо мирскому, недуховному, уклонение от воли Божией.
Для восстановления духовной жизни и возвращения сердечной теплоты надо найти причины возникшего охлаждения. После преодоления причин теплота не возвращается сама. Прежде всего, нужна усиленная молитва о помощи к Господу и Матери Божией. Святитель Феофан Затворник советует: «Стоите ли на молитве, читаете ли, в церкви ли стоите, дело ли какое справляете — все одно имейте в уме: Господи, избави меня от сего охлаждения. И не давайте себе покоя, пока не согреетесь» (Письма. Вып. 1, письмо 113). И в вечерних молитвах есть специальное прошение: Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия (24 молитвы, по числу часов дня и ночи святителя Иоанна Златоуста).
Моление о возвращении благодати должно сопровождаться благодушным терпением, побеждающим уныние и малодушное бездействие. Кто терпеливо переносит это, от того скоро и отходит охлаждение и возвращается обычная ревность, теплая, сердечная» (св. Феофан Затворник). Когда силы души начнут возвращаться, нужно подвигать себя к прежним духовным трудам. На это указывает св. Макарий Великий: «Стоит Он и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, назирает, как ищешь Его, от всей ли души твоей, не с леностию ли, не с нерадением ли. И когда увидит рачительность твою в искании Его, тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою и уготовит тебе победу».
Дорогая Елена! Тот спад в духовной жизни, о котором Вы пишете, по-видимому, произошел из-за неправильного отношения к молитвенному правилу: будучи средством соединения с Богом, оно стало для Вас главной целью. Правило необходимо. Оно упорядочивает нашу религиозную жизнь, задает ей определенный ритм, хранит нас от расслабления. «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростию мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми Отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благодатные молитвы святых отцов… Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и самолюбием» (святитель Игнатий Брянчанинов).
Однако правило не является единственным видом нашего живого общения с Богом. Большую часть суток наше общение с Небесным Родителем совершается через внутреннюю обращенность к Нему: непрерывную память о Боге и постоянные молитвенные воздыхания. Наше Богообщение совершается и через чтение Слова Божия, а размышления о чудном устроении сотворенного Богом мира, о всеблагой любви к нам Творца, также как и молитва, приближают нас к Господу. Если в силу внешних обстоятельств или усталости нет возможности полноценно исполнить правило, то надо смиренно и благодушно осознать свою немощь и не унывать, а восполнить правило кратким, но горячим, как дыхание, молением к Богу. «Молитвенное правило — для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу… И часто подвижники, безрассудно уставившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила прямо к оставлению всякого правила. По оставлении правила и даже при одном сокращении его непременно нападает на подвижника смущение. От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние. Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, равнодушием впадает в самые грубые согрешения. Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и неупустительно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное в известные часы достаточное употребление здоровой пищи» (святитель Игнатий Брянчанинов).
Иеромонах Иов (Гумеров)
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Здравствуйте!Прочитала Ваш отзыв на вопрос и была растрогана ответом на вопрос, поскольку не предполагала, насколько верно Вы изложили то. о чем я периодически спрашиваю на исповеди, в беседах. Сразу скажу, что не очень хочу публикации своего письма, поскольку это настолько личная наболевшая для меня тема. Мне известна причина моего охлаждения, это был и поступок и слова и отношение человека. В детстве я сильно заболела, надежд на врачей у меня не было, потому что видела – они не знают что со мной делать.Как-то мама дала детский молитвослов, там было “Отче наш”,я выучила наизусть, к тому времени у нас восстановили храм, с молитвой я потихоньку выкарабкивалась из болезни, но как ,видимо, росла вера, так и уходила болезнь.Помню, что уже в институте “Отче наш” я читала постоянно в течение дня. На работу я пришла человеком, гораздо больше знающим о вере, чем мое начальство. У начальника духовником был настоятель храма, в котором мои родители проводили восстановительные работы. Когда я решила уволиться с этой работы, произошла череда скандалов, о которых я вспоминать не хочу, поскольку для меня сейчас они не имеют никакого значения, но я потеряла очень очень важное для себя чувство. У меня нет слов, чтобы его описать. Вера, я умом тогда понимала: Господь есть, но в церковь я перестала ходит на много лет. Я просто ждала, когда же моя холодность уступит место той теплоте и знанию того, что со мной все будет хорошо. Я решила, что нужно просто работать и не роптать. На самом деле меня очень тяготило поселившееся во мне чувство, начались проблемы по работе. В результате я сейчас сижу дома в декретном отпуске (это здорово, у меня трое детей)и боюсь сделать хоть какой-то шаг в своей жизни, потому что мне кажется, что все свалившиеся на меня напасти из-за чувства холодности. Может я чего-то жду нереального? Читаю сорокоусты домашние за себя и за детей, но на последней исповеди опять сказала, что не от сердца молитва идет. Может стоить съездить к этому архимандриту и поговорить? У меня ощущение, что Господь на меня обижен, потому и чувство холодности во мне. У меня мама,если обидится может со мной не разговаривать, вот и здесь тоже самое ощущение. В связи с этим я перестала просить Бога о помощи (не обращаюсь напрямую), мне кажется, что я недостойна.
Сижу и рыдаю.
Спасибо, что прочитали.
Здравствуйте, Ирина!
Бог не может обижаться. Вы не сравнивайте человека, даже свою маму, с Богом. Обида – это греховное состояние, которое связано с гордостью. Бог безгрешен и имеет безграничную любовь к нам. Мы от Бога уходим, когда грешим, ограждаемся от Него грехами, как каменной стеной. Бог ждёт от нас покаяние, обращение и ответную любовь. Молиться Богу, просить Бога, благодарить Бога, славословить Бога мы обязаны постоянно, иначе мы живём без Бога, как неверные, как неверующие люди. Состояние холодности, охлаждение в вере, в молитве – это последствие греха. Любой грех отдаляет нас от Бога, а наша задача каяться в грехах постоянно, принуждать себя в молитве, в добрых делах, тогда укрепиться вера, и благодать Божия будет в наших сердцах. Преподобный Амвросий Оптинский сказал такие слова: “Молитва с принуждением зависит от человека, а молитва с умилением зависит от Бога”.
Мир Вам и Божие благословение!