Православные и Новый год. ВидеоДобрый день, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Мы уже не однократно публиковали статьи на тему: “Как встречать новый год по-православному”, которые Вы можете найти в Новогодней рубрике.

Сегодня добавляем к этой важной теме 15-ти минутное интервью с игуменом Даниилом (Ишматовым), докторантом Университета Аристотеля в Салониках, который рассказывает о духовном смысле Рождественского поста и о том, как православному христианину встретить Новый год.

Православные и Новый год. Видео

– Отец Даниил, здравствуйте. Во-первых, я поздравляю вас с наступающим Новым Годом, и в связи с этим сразу же животрепещущий для многих православных христиан вопрос. Сейчас идет Рождественский пост, но в то же время очень не хочется совсем уж лишать себя праздника. Есть ли возможность для православного христианина как-то его отметить, не нарушив церковную традицию?

– Имеется в виду, что Рождество чуть позже наступает, чем Новый год, и правда выпадает на время поста. Но вы знаете, ведь мы празднуем не дату рождения Христа (никто не знает, когда Он родился точно, 25 декабря или 7 января), празднуется факт рождения Бога на земле. Это очень важно. Вы знаете, пост в Греции уже закончился, 25 декабря произошло празднование Рождества Христова. Тут не может быть каких-то канонических, очень жестоких правил, праздновать или не праздновать. Это все зависит от внутреннего ощущения этого праздника. Если для человека это важно, важно, чтобы собралась его семья в Новый год за столом, то какое-то послабление поста всегда не возбраняется.

– Отец Даниил, я знаю, что вы служите новогоднюю литургию. Только ли вы, или это общая традиция, насколько это распространено?

– Вы знаете, нет специального чина новогодней литургии. Это просто литургия, которая служится в день Нового года.

– Именно в день или ночью?

– Ночью.

– То есть, именно в 12 часов?

– Это как угодно, это кто как расположен в этот день помолиться. Это день памяти святого мученика Вонифатия. Нет никаких особенных предписаний, указаний, чтобы как-то служилась эта литургия, ночная служба. Это все зависит от предрасположенности человека, прихода.

– В принципе, такая служба в московских храмах возможна, которая идет именно в новогоднюю ночь?

– Безусловно. Если человек хочет именно так встречать Новый год, почему это должно быть запрещено или как-то осуждаться другими?

– Это только на доброй воле священника?

– Безусловно. Прихода. Желание прихода, желание общины послужить в эту ночь литургию и встретить таким образом Новый год, и священник всегда пойдет навстречу, мне кажется.

– А вот именно у вас в храме, когда вы служите эту литургию, вы как-то отмечаете потом Новый год с прихожанами или все заканчивается литургией?

– Дело в том, что сейчас я нахожусь в греческом монастыре. Там все-таки есть уже сложившийся традиционный порядок празднования всех этих событий. Но когда я был в Москве, мы всегда оставались после этой службы, поздравляли друг друга.

– То есть, бокал шампанского не возбраняется?

– Ну что вы. Это же вообще было бы каким-то диким фарисейством – считать, что это нарушает Рождественский пост. Если мы желаем друг другу нового хорошего года, свершений, счастья. Мне кажется, что это очень неправильное понимание, когда пост и какие-то другие предписания становятся самоцелью, неким благочестивым поступком, который выше любви к другому человеку, доброго отношения к нему, пожелания ему помощи в его жизни. Не обязательно материальной – можно поддержать человека улыбкой, приветствием добрым, и человеку станет как-то легче и радостнее жить. Мне кажется, всегда нужно стремиться к этому, а пост только может помочь в том, чтобы это желание усилилось и окрепло в нас самих.

– То есть, если в новогоднюю ночь нас наши ближние очень сильно зовут к столу и хотят, чтобы мы с ними разделили этот праздник, лучше пойти им навстречу?

– Мне кажется, это было бы грустным фарисейством, той «закваской фарисейской», когда человек заявляет: «Я пощусь и не буду принимать участие в веселье всеобщем».

– Но все-таки есть хоть какая-то строгость? Вот допустим, 6 января будет самый серьезный день.

Навечерие Рождества Христова. Конечно.

– То есть, хотя бы один день надо будет выдержать?

– Все определяется внутренним ощущением того, что я могу и что я должен. В Греции я как раз встретился с таким пониманием христианства, которое немножко отличается от того, что у нас в России распространено. Это не в том смысле, что где-то лучше, а где-то хуже. Но греки живут той мерой, которой они обладают в этот момент. Никто не сочиняет про себя, что он более духовный, более просветленный, он постится и молится. Если ему это нужно, он молится. Если ему нужно попоститься, он постится. Человек не сочиняет про себя некую неправду даже в духовном смысле. Вот если я постился, если я молился, то вдруг я допускаю, что я святее, чем тот, который не постился. Это совершенно противоречит духу христианства. Это никак не может вписываться в учение Христа. Вот насколько я могу это сделать, настолько я это делаю, насколько мне это нужно.

Например, пища. Мы же не спрашиваем у доктора, сколько нам на завтрак потреблять пищи. Если нам это нужно, мы поели, утолили голод. То же самое и в духовной жизни. Каждый выбирает в меру своего духовного возраста

– То есть, получается, что в Греции нет каких-то определенных постов строгих, даже в монастырях?

– Почему? Они все определены, все, конечно, постятся, но в меру своих собственных сил. Нет никаких жестких канонов, под которые нужно во что бы то ни стало лечь и умереть. Если человек чувствует, что он не может больше того, что он может. Он понимает, что пост – это хорошо. Но сделать он может только то, что он может, и не больше этого. Вот это очень важно.

– В Греции нет такого, на что жалуются наши священники, когда к ним косяком идут и раскаиваются в съеденном кусочке колбаски, сардинки?

– Вы знаете, мне кажется, это совсем какой-то упадочный момент практики исповеди. Это ведь совершенно не волнует Бога, что съел человек на завтрак или во время поста. Это дело каждого. Если это делает его лучше, если он становится добрее после этого поста, а не злится на то, что он целый месяц не ел ничего скоромного, а после этого разрешил себе все и вся. Я всегда сравнивал это вот с чем. Есть такое понятие у охотников: для того, чтобы пес стал охотничьим и боевым псом, его специально злят. И вот человек тоже добровольно принимает на себя вот это обозление. Но он должен побороться с этим злом. Вот он не ел вовремя, не позавтракал, воздерживался от скоромной пищи. Конечно же, возникают какие-то внутренние чувства недовольства миром, собой и так далее. Хочется накричать на первого встречного. Обозление некое происходит. Но человеку надо как-то справляться с этим чувством зла по отношению к окружающему миру. Вот в этом смысл поста. Чтобы победить эти чувства нехорошие.

С Наступающим Новым годом!

Православные и Новый год. Видео

Новогодняя рубрика

На главную страницу сайта - Семья и Вера