«Церковь и мир» - Об иконопочитании и идолопоклонстве

Добрый день, дорогие посетители нашего православного островка «Семья и Вера»!

Перед Вами интересная тема программы «Церковь и Мир» под названием «Иконопочитание и идолопоклонство», которая интересует многих и многих современников (больше неверующих, чем верующих).

Почему Церковь поклоняется иконам святых и мощам праведных людей, хотя вторая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху, и на земле, внизу». В чём разница между иконопочитанием и идолопоклонством? Почему икона стала отличительной чертой Православной Церкви? Где проходит граница между иконой и религиозной живописью?

Обо всем этом Вы узнаете из ниже размещенного видеоматериала.

Обозреватель Иван Семенов. На сайт нам прислал замечательный вопрос телезритель Егор. Он спрашивает: «Поясните, пожалуйста, почему Церковь поклоняется иконам святых и мощам праведных умерших людей, хотя вторая заповедь Божья гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху, и на земле, внизу».

Митрополит Иларион. Ветхозаветная заповедь о том, чтобы не делать себе кумира, относится к идолопоклонству. Дело в том, что древние люди, обожествляя те или иные силы природы, или даже просто придумывая какие-то божества, они делали изваяния этих божеств и потом им поклонялись. Иудеи боролись с идолопоклонством, и заповедь Божия относится именно к этому. И вот эта заповедь сохраняется в христианской традиции в том, что относится к изображению невидимого Бога. По крайней мере, она должна сохраняться. Потому что, как в Евангелии сказано: «Бога не видел никто никогда». Иными словами, Бог – это не материальное видимое существо. И поэтому Бога-Отца, которого никто не видел, Его невозможно изображать на иконах. Правда, существуют такие иконы позднего времени (XVIII-XIX веков), где Бог-Отец изображается в виде седовласого старца с длинной бородой, длинными волосами. Но это неканоническое изображение. Это очень поздние живописные, а не иконописные изображения.

А вот изображать можно тех, кто являлся людям. Когда Бог стал человеком, Он принял на Себя человеческий облик Иисуса Христа. И именно в этом облике, в каком Его видели люди, можно и изображать Иисуса Христа. Почему на канонических иконах всегда изображается Иисус Христос и никогда не изображается Бог-Отец. А Святой Дух должен изображаться в виде голубя только в одном случае – в композиции Крещения Господня. Потому что Он был явлен людям в этот момент в виде голубя.

Обозреватель Иван Семенов. Почему, владыка, именно икона является тем отличительным признаком, по которому даже те, кто ничего не знает о православии, узнают православие, православный храм, интерьер православного храма? Почему икона стала такой отличительной чертой именно Православной Церкви?

Митрополит Иларион. Потому что, наверное, икона – это самый яркий, самый видимый символ православия. Именно в православной традиции иконы занимают очень важное место. Ведь, например, в католической традиции, если вы зайдете в католический храм, иногда вы можете увидеть одну или две иконы, но чаще вы видите статуи святых либо витражи. То есть, в западной традиции иконопись всегда существовала, но она никогда не получала столь широкого распространения.

У протестантов иконы вообще запрещены, потому что они как раз считают, что эта Ветхозаветная заповедь о запрете на изображения должна восприниматься буквально, и все то богословие иконы, которое было развито отцами VII Вселенского Собора, они его по сути дела отвергают.

Поэтому именно православная Церковь сохранила в наибольшей полноте не только учение об иконах, но и практику написания икон вывешивания икон на стены, иконостас присутствует в каждом храме. Иногда иконостас состоит из нескольких ярусов икон. И очень многие храмы расписаны иконописными изображениями.

Обозреватель Иван Семенов. Владыка, вот вы сказали: у католиков не иконы, а религиозная живопись. Как найти границу между этими понятиями?

Митрополит Иларион. Эта граница достаточно четкая. На самом деле и в наших многих храмах, особенно тех, которые строились в XVIII-XIX веках, вместо икон присутствует религиозная живопись. Ну, например, росписи многих храмов Санкт-Петербурга и то, что висит в алтарях вместо икон – это религиозная живопись. Это картины на религиозные сюжеты, картины, написанные в стиле мастеров эпохи Возрождения. Роспись Храма Христа Спасителя нельзя назвать в полном смысле слова канонической росписью. Это скорее религиозная академическая живопись. Но подлинно каноническая икона пишется по определенным канонам и по определенным правилам. Именно следование этим правилам отличает икону от живописного изображения. Я думаю, что мы можем посмотреть сейчас репортаж, который посвящен как раз тому, какая техника используется при написании иконы.

Это иконописцы XXI века. Они создают изображения в специальной программе и отправляют на печать, а лик святого любого размера выходит из принтера. И это иконописцы. Они создают иконы методом шелкографии – наносят краску слой за слоем через специальную рамку. Суть не меняется. Независимо от материала, красителя или способа создания, это все равно икона.

Мария Глебова. Нельзя на хрупких веществах изображать иконы. Нельзя на предметах быта изображать иконы, что сейчас, конечно, делается. Это нарушение Собора святых отцов. Были определенные требования к исполнению иконы. Но художественный материал не имеет значения, имеет значение то, что это не так красиво выглядит, не так художественно, не так традиционно.

В Православном Свято-Тихоновском университете икону учат писать по старинке – растертыми вручную натуральными красками, на яичном желтке, а золотят их настоящим золотом. Но все начинается с доски.

Мария Кирюхина. Для того чтобы лучше держалась грунтовка, на доску сначала наносят такую насечку. Когда у нас есть вот эти все надрезы, мы определяем верх и рисуем Голгофу. То есть, это православный крест, который стоит на горе. Опять-таки, это символически рисуется. Вот такой значок. Это у нас верх.

Сначала делают прорезь – эскиз будущей иконы – с помощью угля и воды, а потом покрывают нужные места золотом и снова полируют.

Мария Кирюхина. Мы этот лист выкладываем на специальную замшевую подушечку, разрезаем специальным ножичком. Он толщиной несколько микрон. То есть, его взять руками невозможно.

Краски у иконописцев особенные – натуральные минералы, которые растираются вручную с помощью стеклянного или каменного куранта. Краски смешивают только при дневном свете. Цвета, подобранные при искусственном освещении, будут казаться неестественными. Сначала эскиз прокрашивается, создается цветовая основа, которую потом уже не изменить, а затем прорисовываются детали. Работа эта долгая и кропотливая. Свои иконы студентки уже пишут второй год. После защиты иконы отправятся в храм, поэтому девушки пишут их, как говорится, на века, тем более, что темперная живопись по доске считается очень долговечной.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На видео – рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера