Неужели прихожане храма такие же мирские люди?

Неужели прихожане храма такие же мирские люди?

Добрый день, дорогие посетители нашего православного сайта “Семья и Вера”!

Те из нас, кто часто ходит в храм, наверняка знают, что он наполнен немощными и духовно-больными людьми, пришедшими за исцелением души! А вот большинство людей, называющих себя православными, которые редко ходят в церковь, могут этому факту весьма удивиться, как удивилась О. Ильина из города Переяславля-Залесского.

─ Придя в Церковь, я мечтала найти в ней идеал человеческого общения — пишет она протоиерею Александру Шаргунову. ─ Устав от той лжи, эгоизма и лицемерия, которыми пресытилась в миру, — но, увы, меня ждало разочарование. Люди, называющие себя верующими, во многих отношениях оказываются ничем не лучше других. Или, может быть, мне просто не повезло? И есть другие, по-настоящему христианские, приходы и общины?

─ Мы должны решительно отказаться от смутных чувств, которые в этой области заставляют нас желать чего-то большего, ─ отвечает о. Александр. ─ Желать большего, чем то, что Христос уготовал нам, не значит желать христианского общения. Это значит искать неизвестно какого общения, с надеждой найти его в Церкви, поскольку не удалось его найти вне ее. И это значит внести в Церковь закваску собственных желаний. Именно здесь христианское общение подвергается самой серьезной опасности – вдохновения тем внутренним тревожным горением, когда за христианское общение принимают мечту о прекрасном идеале, и не отличают тоску об этом общении, которую каждый верующий человек носит в себе, с реальностью общения во Христе. Чрезвычайно важно осознать с самого начала, что христианское общение не есть человеческий идеал. Это то, что дано Богом, и, следовательно, оно – духовного порядка, а не душевного.

Разумеется, каждый серьезный христианин с неизбежностью стремится к высоте и красоте жизни Церкви и старается ее осуществить. Но по милости Божией его прекрасная мечта будет без конца разбиваться о благодать Божию. Своей благодатью Бог не даст нам слишком долго жить в Церкви нашей мечты, в атмосфере умиления и благочестивой упоенности. Ибо наш Бог не есть Бог сентиментальных чувств, но Бог истины. Вот почему истинно только то общение, которое не боится разочарования, с неизбежностью приходящего через всеваемые врагом плевелы. Только оно может начать становиться таким, каким Бог этого хочет, и верою постигать обетования, данные Богом.

Богу неугодна благочестивая мечтательность, потому что она делает нас жестоковыйными и претенциозными. Она подвигает нас требовать невозможного от Бога, от других и от самих себя. Во имя своей мечты христиане могут ставить Церкви свои условия и становиться немилосердными судиями своих ближних и Самого Бога. Они напоминают тех, кто думает, что они смогут наконец-то основать подлинную христианскую Церковь, и требуют, чтобы все приняли тот ее образ, который они предлагают. И когда все идет не так, как им хотелось бы, они начинают обвинять своих собратьев, затем Бога, затем горечь отчаяния обращается против них самих.

Все станет иным, когда мы поймем, что Сам Бог уже положил единственное основание, на котором может созидаться наше общение и что прежде чем дать нам предпринять что-то с нашей стороны, Он связал нас в единое Тело верующих во Христа – нелицемерно поклоняющихся Его Кресту. Чтобы мы приступали ко Господу не с нашими требованиями, а с благодарным сердцем, исполненным готовности все принять от Него. Мы благодарим Бога за его дар общения с Ним. Мы благодарим Его за то, что Он дает нам братьев и сестер, так же, как и мы, живущих Его избранием, Его прощением и Его обетованием. Мы больше не будем в мечтательности жаловаться на то, что Он дает нам каждый день Он дает нам Свой Крест и тех, кто призван разделить с нами нашу многоскорбную жизнь под покровом благодати Креста. Разве может быть что-нибудь большее?

Час, когда мы испытываем великое разочарование от общения с другими верующими, может быть для нас поистине спасительным. Потому что он помогает нам понять, что мы, ищущие подлинного общения, абсолютно не можем рассчитывать на наши собственные слова, на наши собственные поступки, но только на Слово Божие и на то, что Господь совершил и совершает Своим Крестом, реально соединяя нас друг с другом, даруя нам прощение наших грехов. Подлинное христианское общение достигается только этой ценой. Иными словами, когда мы перестаем превращать в мечту то, что Он дает нам Крестом.

 << На главную страницу                                  Вопросы священнику >>