Как простить измену?

Как простить измену?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В прошлой статье, Как пережить измену, мы подняли очень важный вопрос – как простить измену любимого Вами человека. И можно ли простить измену? Чего ждет от нас Господь? Попробуем разобраться в этом нелегком вопросе, попытаемся найти единственно правильное решение, и пусть Господь вразумит и умудрит нас в столь ответственном вопросе.

В книге Г.И. Шиманского мы можем прочитать очень полезные высказывания:

«Святые Отцы и учители Церкви рассматривают также вопрос о возможности дальнейшего сожительства жены с изменившим ей мужем и мужа с неверной женой. Древние Отцы Церкви и наши отечественные подвижники, такие как, например, епископ Феофан Затворник, выдерживая строгий взгляд Евангелия на вину прелюбодеяния, в то же время не упускают из виду и заповедь Евангелия о всепрощающей любви к кающемуся брату: покаявшуюся жену-прелюбодейку оскорбленный муж обязан простить. Так же должна поступить обиженная жена по отношению к неверному мужу, если он покается и будет просить прощения и примирения. Только доказанное непостоянство, ветреность есть достаточное основание развода'”. Причем здесь имеются в виду и те нравственно-психологические последствия, которыми прелюбодеяние отразилось в том или другом из супругов. Если последствием падения одного из супругов явилось полное разрушение супружеской симпатии в обоих или в одном из супругов, то в этом случае невозможно требовать неисполнимого, то есть продолжения супружеской жизни между враждебными друг другу лицами. Напротив, где не наступило такого психологического разрушения брака и в душе обиженного супруга сохранилась жалость и дух всепрощения к падшему, кающемуся в своем грехе, то следует им не разрывать союза ради заповеди Христовой о всепрощающей любви и ради детей, если они имеются у них'”. Из первохристианской древности мы имеем следующее свидетельство решения этого вопроса.

В «Пастыре» Ерма, апостольского мужа (начало 2 века), читаем следующее:

— Заповедую тебе, — говорит Пастырь, — соблюдать целомудрие; и да не всходит тебе на сердце помысл о чужой жене, или о любодеянии, или о каком-либо дурном деле, потому что делающий это совершает великий грех. А ты помни всегда о Господе, во все часы, и никогда не согрешишь.

Ерм сказал на это Пастырю:

— Если, господин, кто-нибудь будет иметь жену верную в Господе (т.е. христианку) и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с ней?

Пастырь ответил:

— Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.

— Что же делать, — говорит Ерм, — если жена будет оставаться в своем пороке?

Он ответил:

— Пусть муж отпустит ее, а сам останется один. Если же, отпустивши жену, возьмет другую, то и сам прелюбодействует.

— Что же, господин, — продолжал Ерм, — если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?

И Пастырь сказал ему:

— Если не примет ее муж, он грешит и допускает грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене…»»

Таинством Венчания мужчина и женщина связывают свою жизнь в одну неразрывную нить. И как невозможно отделить одно волокно от другого, не повредив обоих, так и невозможно отделить мужа от жены и жену от мужа без ущерба обоим.

С креста не сходят – с него снимают… Невозможно быть чадом Божиим и не понести свой крест до конца. Невозможно смалодушествовать, пожалеть себя и попытаться избегнуть страданий. Нельзя пренебречь даром Божиим – супругом или супругой – и не простить провинившуюся сторону. Как сможем мы молиться Богу и призывать Милость Божию на себя, если сами мы настолько жестокосердны, что не прощаем самого близкого нам человека?

«…Если последствием падения одного из супругов явилось полное разрушение супружеской симпатии в обоих или в одном из супругов, то в этом случае невозможно требовать неисполнимого, то есть продолжения супружеской жизни между враждебными друг другу лицами…»

– Как больно от того, что гордость наша, и чувство собственной непогрешимости затмевают собой христианское милосердие и всепрощение! А как же « Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2).

Разве мать сможет бросить своего ребенка, если ребенок согрешит? Разве разрушится материнская любовь, если ребенок ее не слушает и поступает противно ее воле? Как сможет мать оказаться от своей кровинушки? Не станет ли она, горемычная, слезы лить в ночной тиши, не станет ли просить у Бога помилования и раскаяния своему заблудшему чаду? И как обрадуется бедная мать, если вернется к ней ее чадушко, да повинится перед ней в грехах! И разве сможет сказать материнское сердце, что, прости мол, дитятко мое, меня, но разрушилась во мне симпатия к тебе и стали мы с тобой нынче враждебными друг другу лицами?

Если мать так сильно любит своего ребенка, близкого ей только по крови, то как же мы должны любить своих мужей и жен, близких нам по духу Христианства и являющихся с нами одним целым?

Хочется привести в пример небольшую, но крайне поучительную историю поистине христианской любви жены к своему несчастному мужу:

« Одна глубоко верующая женщина, зная об измене мужа, просила у Бога помощи в перенесении этой скорби и о вразумлении своего супруга. Она не переставала молитвой бороться с помыслами обиды и ревности, и в этом находила способ своего душевного умиротворения. « Однажды, – как рассказывает сам муж, – я шел на свидание к своей любовнице. Жена моя это очень хорошо знала. С неописуемой грустью и страданием она по привычке осенила меня крестным знамением, и на этот раз на ее глазах были крупные слезы. Я, зная ее христианскую любовь ко мне и терпение, на этот раз был сердечно потрясен ее поступком, упал перед ней на колени и с раскаянием воскликнул: « Любовь твоего сердца победила во мне чувство безумного влечения к делам скверны. Я буду другим человеком!» И тут же я дал клятву в том, что больше не буду повторять супружеские измены».

Вот так любовь жены, ее вера и самопожертвование, ее поистине христианское поведение – спасли от вечной погибели и ее мужа, как прелюбодея, ибо – блудников и прелюбодеев судит Бог ( Евр.13,4), прелюбодеи Царства Божия не наследуют (1 Кор.6,9-10). и ее саму, от жестокосердия и отречения от собственного креста.

«— Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии» – как понять это изречение? Если муж знает, что жена изменяет ему, и ничего не делает для спасения ее души, если он не молится о ней, не увещевает ее оставить сей страшный грех – то становится соучастником ее греха, ибо если не спасает ее душу, но равнодушно молчит.

В заключении хотелось бы еще раз оживить в памяти слова архимандрита Иоанна Крестьянкина:

« С креста, данного Богом, не сходят, с него снимают – и это путь за Господом. А радость взаимопонимания, любви прочных земных утех, да еще если требуется перечеркнуть то, что было благословлено свыше, начертывают уже другой путь, в другом направлении.»

Окончание

Читайте также статью о том:  Как жить после измены?

Заглавие

   << На главную страницу                       на Семейную рубрику >>