О богатстве и бедности

О богатстве и бедности

Добрый день дорогие посетители нашего православного сайта «Семья и Вера»!

Все мы, рано или поздно задумываемся, почему одни живут в достатке и богатстве, а другие – в нужде и бедности? Отчего такая несправедливость? Возможно ли равноправие и «равнобогатство» между людьми? Скорбная на земле жизнь праведников и счастливая, по-видимому, иногда жизнь грешников часто наводят нас на размышление: за что же первые страдают, и за что последние благоденствуют?

Вот что отвечает на это св. Златоуст: «Если видишь грешника здоровым и богатым, то не дивись сему, ибо и он какое-нибудь малое добро сделал и потому получает за него здесь награду свою; там же, как и богач евангельский, услышит оный глас чадо, помяни, яко благая приял еси в животе твоем. А когда видишь праведника, принимающего беды и скорби, радуйся о нем, ибо ими он очищается здесь от грехов, а там к великой радости пойдет… И что смущаешься печальным житием святых? Помни, что те, которые терпят здесь ради Господа скорби, те в Небесном Царстве водворятся, а злые лихоимцы, воры, и грабители, и клеветники, хотя здесь в обилии живут, зато там должны ждать себе вечную муку. Примером сему может служить тот же евангельский богач, которому Авраам сказал: «Ты, чадо, в живот благая твоя восприял еси, а Лазарь злая, и того ради здесь утешается, а ты страждешь в пламени сем». Слушайте, какие блага богатый принял: богатство, здоровье, роскошную пищу, власть, славу, многопочитание и от всех честь. А что же Лазарь? Не согрешил ли и он? Да, и он малые имел грехи. Но вот когда богатый принимал земные блага за малое его добро, то в то же время и Лазарь терпел скорби за малые его согрешения. И этого ради, по смерти, сей утешается, а тот страдает… И Давид, пророком Божиим будучи, все время жизни своей провел в трудах и бедах, сын же его, Соломон, царствовавший сорок лет, имел и со всеми мир, и славу, и честь, и мудрость, и разум более всех; но какая была ему польза от этого великого смысла, когда, оставив Бога, в идолопоклонство впал?Итак, не то хорошо, что хорошо началось, а что хорошо кончится. И счастливым может назваться только тот, кто до конца совершил свой подвиг».

Господь справедлив и человеколюбив. Он даровал Своему созданию – человеку – свободную волю. И если человек выбирает земное богатство пренебрегая небесным, то и здесь Господь, по неизреченной Своей милости, дает человеку порадовать себя земным богатством. Дает – и отходит. Ибо видит, что человек променял Вечное Блаженство на сиюминутное земное удовольствие, плавно перетекающее в муку вечную. Господь видя, что человек не хочет вечно жить в Царствии Небесном, дает ему возможность в этой, земной жизни, пожить хорошо. Как Евангельскому богачу. А потом – в муку Вечную! Вечное блаженство надо заслужить. А не так, и в этой, земной жизни – достаток и финансовое благополучие, а потом еще и в Царство Небесное попасть? Нет! Вечное блаженство надо заслужить, потрудиться на грешной земле в поте лица, потерпеть нужду – чтобы потом вечно наслаждаться в Царствии Небесном и отдыхать от трудов земных. А от чего отдыхать в Царствии Небесном тем, кто и так всю свою земную жизнь отдыхал? Потому – то богатые и не наследую Вечного блаженства, ибо они все уже получили в своей земной жизни.

Отсюда следует вопрос, а является ли само по себе богатство – грехом? Нет, богатство, как таковое, грехом не является. Господь не спросит с нас, почему у нас такой большой и богатый дом, Он спросит, сколько в этом доме мы приютили странников в этом доме; Господь не спросит с нас, почему у нас много дорогой одежды, Он спросит, скольких нуждающихся мы одели в эту одежду; Господь не спросит с нас, почему у нас такая дорогая машина, Он спросит, сколько добрых дел мы сделали, используя эту машину.

« И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небесах, и приходи, и следуй за Мною. Он же, услышав, сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. (Лука 18:18-25) Марк10:23-25 ” И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”.

Обратите внимание, что Господь не сказал « не возможно имеющим богатство войти в Царствие Божие», а сказал: «как ТРУДНО имеющим богатство войти в Царствие Божие»!Потому трудно, потому как богатый человек привыкает надеятся на свое богатство, а надеяться надо только лишь на Бога! В Евангелии от Матфея (6:24) Господь сказал, что не возможно служить Богу и Маммоне. Слово «маммона» – происходит от арамейского слова « богатство» и имеет одинаковый корень с еврейским словом, означающим « то, чему доверяешь» или « то, на что надеешься»

Богатые не спасутся без бедных, ибо только благодаря наличию бедных людей, как таковых, богатые и могут спасти свою бессмертную душу – подавая милостыню и делая добрые дела. Равно как и бедные не смогут прожить без подаяния богатого человека. Потому то и не возможно равноправие разноимуших слоев населения, и не будь бедных, богатые люди бы не спаслись, а богатыми богатые люди будут всегда, так как власть денег велика над природой человека.

Скорбная на земле жизнь праведников и счастливая, по-видимому, иногда жизнь грешников часто наводят нас на размышление: за что же первые страдают, и за что последние благоденствуют? Бедные страдают для того, чтобы своим страданием заслужить Вечное блаженство. Трудящийся – достоин пропитания, равно как и скорбящий достоин утешения. А то, что богатые благоденствуют, так это их последнее время мнимого спокойствия, ибо сердце свое они прилепляют к богатству, а нужно помнить всегда о том, что : “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф.6:21)

 

<< На главную страницу                                         Духовное чтение >>