7. Молитвы во дни Страстной седмицы

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Наступил Великий Четверг – день, в который мы вспоминаем Тайную Вечерю. Именно на этой исторической Вечери и было установлено самое главное Таинство Церкви – Евхаристия (Причащение).

Также в сегодняшний день вспоминается и предательство Иуды, который несмотря на дружеские намеки Спасителя о том, что Он все знает, все равно предал своего Божественного учителя.

В молитвах, которые размещены ниже, эти события ярко вспоминаются, поэтому мы Вам советуем включить в свое молитвенное правило и эти стихиры.

Великий пост - Заглавие -2

На литургии вместо Херувимской песни, поется песнопение:

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Перевод с церковно-славянского языка на русский язык

[Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери, да не открою я тайны врагам Твоим и не дам Тебе такого целования, какое дал Иуда, но как благоразумный разбойник исповедую Тебя: «Вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем».]

Ирмосы канона Великого Четверга

Сеченое сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина; таяжде купно безоружным бывши проходима и всеоружным гроб. Песнь же богокрасная воспевашеся: славно прославися Христос Бог наш.

(Ударом жезла рассекается Чермное (Красное) море и волнообильная бездна осушается, сделавшись удобопроходимою для безоружных и вместе с тем гробом для вооруженных. Поэтому воспевается богоугодная песнь: «Христос Бог наш торжественно прославился)

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Господь сый всех, и Зиждитель Бог, созданное Безстрастный обнищав, Себе соедини, и Пасха за яже хотяше умрети Сам сый Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся.

[Господь и Создатель всего, бесстрастный Бог, обнищав, соединил с Собою создание и, будучи Пасхою для тех, за которых готовился умереть, Сам Себя предварительно принес в жертву, взывая: «Вкушайте Тело Мое и утверждайтесь верою».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Провидев пророк тайну Твою неизреченную, Христе, провозгласи: положил еси твердую любовь крепости, Отче Щедрый: Единороднаго бо Сына Благий, очищение в мир послал еси.

[«Пророк, провидев непостижимую Твою тайну, Христе, провозгласил: «Крепкую любовь могущества Твоего явил Ты, Отец Милосердный, ибо Ты, Благий, послал в мир Единородного Сына, как искупительную жертву».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Союзом любве связуеми апостоли, Владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир.

[Апостолы, соединяемые узами любви, предавши себя Владыке мира, Христу, приняли от Него омовение прекрасных ног, чтобы идти проповедовать всем мир)

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Бездна последняя грехов обыде мя, и волнения не ктому терпя, яко Иона Владыке вопию Ти: от тли мя возведи.

[Глубочайшая бездна грехов окружила меня и, не перенося более волнения, как Иона, взываю к Тебе, Владыке: «Спаси меня от погибели».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Отроцы в Вавилоне пещнаго пламене не убояшася, но посреде пламене ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Господи Боже отец наших.

[Юноши в Вавилоне не устрашились пламени печи, но, вверженные в середину огня, орошаемые, воспевали: «Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

За законы отеческия блаженнии в Вавилоне юноши предбедствующе, царюющаго оплеваша повеление безумное, и совокуплени имже не сваришася огнем, державствующему достойную воспеваху песнь: Господа пойте дела, и превозносите во вся веки.

[Благочестивые юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за отеческие законы, презрели безумное повеление властителя и, охваченные огнем, не опалились, но воспели достойную победителя песнь: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем.

[Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой в горнем месте приидите, верные, насладимся с возвышенными чувствами, познав пришедшее Слово от Самого Слова, Которое мы величаем.]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Стихиры Великого Четверга

Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище, и на Него тщетная советоваша, предати Пилату на смерть Неповиннаго. Днесь имением удавление Иуда себе облагает, и лишается обоюду жизни привременныя и божественныя. Днесь Каиафа неволею пророчествует: уне, глаголя, единому умрети за люди. Прииде бо за грехи наша пострадати, да нас свободит от работы вражия, яко Благ и Человеколюбец.

[Ныне собрался против Христа злой синедрион и тщетное замышляет против Него, чтобы Неповинного предать Пилату на смерть. Ныне Иуда прибавляет к деньгам петлю себе, вдвойне лишается временной и божественной жизни. Ныне Каиафа невольно пророчествует, говоря, что лучше Одному погибнуть за народ, ибо Он пришел страдать за наши грехи, чтобы освободить нас от рабства греху, как Благий и Человеколюбивый.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

Тайноводствуя Твоя Господи ученики, учил еси глаголя: О друзи зрите да никийже страх вас разлучит от Мене: аще бо и стражду, но за мир. Не блазнитеся убо о Мне: не приидох бо, да послужат Ми, но послужити, и положити душу Мою избавление за мир. Аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте: хотяй первый быти, да будет последний, владыка, яко служитель. Пребудите во Мне, да грозд принесете: Аз бо есмь лоза животная.

[Таинственно руководя Своих учеников, Ты, Господи, научил их, говоря: Смотрите, друзья, чтобы никакой страх не разлучил вас со Мною, ибо, хотя Я и страдаю, но за мир; потому не соблазняйтесь, ибо не затем пришел Я, чтобы служили Мне, но чтобы Самому служить и отдать душу Мою, как цену искупления за мир. Итак, если вы, — друзья мои, подражайте Мне: желающий быть первым, да будет последним; господин, как слуга. Пребудьте во Мне, чтобы принести плод винограда, ибо Я есть виноградная лоза жизни.]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Иуда предатель, льстив сый, льстивным лобзанием предаде Спаса Господа, и Владыку всех, яко раба продаде иудеом: яко овча на заколение, тако последоваше, Агнец Божий, Сын Отчий, един Многомилостивый.

[Иуда, коварный предатель, коварным целованием предал Господа Спасителя; Владыку всех, как раба, продал иудеям; как овца на заклание, так Он, Агнец Божий, Сын Отца, последовал на смерть, Единый Многомилостивый.]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

“Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися; последоваше бо Учителю, и на Него поучашеся преданию, глаголаше в себе: предам Того, и приобрящу собранная имения; искаше же и миру продану быти, и Иисуса лестию яти, отдаде целование, предаде Христа. И яко овча на заколение, сице последоваше Агнец Божий, един Благоутробный и Человеколюбец.

[Иуда, раб и коварный льстец, ученик и злоумышленник, друг и диавол, по делам явился таковым, ибо следовал за Учителем, но замышлял против Него предательство, говорил сам в себе: «Я предам Его и приобрету значительное богатство». Желая и миро продать, и Иисуса обманом взять, воздал целование, предал Христа. И как овца на заклание, так последовал Он, Агнец Божий, на смерть, Один Милосердный и Человеколюбец.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии; и сей злочестивый, небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго и дерзости безчеловечныя[ Питающаго продает, и Егоже любляше Владыку, предаяше на смерть: воистинну онех сын беззаконный, и с ними пагубу наследова. Но пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества, Едине в долготерпении неизреченный.

[Иуда воистину потомок тех евреев, которые ели манну в пустыне и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот нечестивец, держа во рту небесный Хлеб, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав. О, бесчеловечная дерзость. Он продает Питающего, и Владыку, Который любил его, он предал на смерть. Воистину он беззаконный сын тех нечестивцев и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, наши души от такого бесчеловечия, Ты — Единственный, несравнимый в долготерпении.]

Конец - свеча

СТРАСТИ ХРИСТОВЫ. Поэзия монаха Варнавы (Санина)

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. Проповедь

Молитвы в Великий Четверг

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера