Великая суббота, служба

Добрый день, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

В Великую Субботу святая Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его Телом во гробе, сошествие душею во ад, введение разбойника в рай, пребывание на престоле со Отцом и Духом, и вместе с тем предуказывает наступление великого события Воскресения Христова!

В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад. Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, Иосиф и Никодим положили Пречистое тело Господа в новом каменном гробу в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Господа находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиева.

Телом пребывая во гробе, душою Христос сегодня нисходит во ад и выводит из него души праведников. В течение всего Великого поста Церковь облачалась в черные ризы в знак того, что свет претворился во тьму — так велик наш грех. И в знак того, что солнце померкло, видя, что происходит со Творцом мира на Кресте. Но сегодня мы видим, что черные облачения в храмах сменились на белые. Ибо Господь Светом Своим преодолел всякую тьму. И нет уже никакой тьмы для тех, кто следует за Ним.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем поставили истине новое подтверждение.

На утрене Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание Сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании литургии, в храмах происходит освящение куличей, пасох и яиц.

Великая Суббота. Описание Великого дняВ двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими вратами и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

Все Богослужение Великой Субботы представляет собой чудное и необыкновенное сочетание самых противоположных чувств – скорби и надежды, горя и радости, слез и светлого ликования.

Бог Слово Плотию снисходит во гроб; снисходит же и во ад со Своею бессмертною и Божественною душею, чрез смерть отделившеюся от тела и преданною Им в руки Отца, Которому Он добровольно принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением. Но душа Господа не была удержана во аде, подобно душам других святых. Почему же? Да потому, что прародительская клятва ничего не причинила ей, как тем. Не коснулся враг наш диавол и крови, которою мы искуплены, хотя и владел нами, ибо как мог хищник диавол захватить не только посланного от Бога, но и Самого Бога?

Впрочем, Господь наш Иисус Христос вселился во гробе телесно с Божеством, совершенно соединившимся с плотию, но (в то время) был Он и в раю с разбойником и, как сказано, во аде с обожженною Своею душею, преестественно же был со Отцем и Святому Духу соприсутствовал, — везде был, как Бог неописанный (неограниченный), и Божество отнюдь не пострадало ни во гробе, ни на кресте. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но отнюдь не нетление, тo есть не разрушение плоти и совершенную порчу членов». (СПб. Дух. В. 1896, 12-13).

Сходил Господь наш Иисус Христос, говорит преосвященный Феогност, арихиепископ Новгородский, — во ад душею Своею, соединенною с Божеством, в то время когда Он, по снятии Его со креста, телом Своим почивал во гробе. Во аде страдали до крестной смерти Иисуса Христа души всех скончавшихся людей. Ни один луч небесного света не проникал к ним, они чужды были всякой отpады, уделом иx была непрерывная печаль. Диавол вполне властвовал над ними и как неумолимый тиран, терзал иx pазными свойственными ему способами.

Но вот вдруг озаряет ад чудный свет, в нем является Вседержитель неба и земли и преисподней, Царь царствующих, Господь и Спаситель наш!

Пред Его Божеством диавол повергся в прах, сила его падает, у негo отнимается всякая власть над душами заключенными во аде. Те из них, которые уверовали в Иисуса Христа, как Спаcителя мира – все освобождаются из адского плена: снимается с них тяготевшая над ними печать осуждения и отвержения, спадают с них узы вечного мрака, и oни вcлeд за Спасителем веселыми ногами исходят из ада в область света и блаженства, в Царство Небесное!

Церковные Богослужения начинаются в этот день с начала его, с самого глубокого утра, и продолжаются до конца его, так что последние песни субботние сливаются с воскресными и замирают только при начинающихся уже звуках торжественнейшаго «Христос воскресе!»

Конец - свеча

Молитвы в Великую Субботу

Благодатный огонь

Великая Суббота. Описание Великого дня

Великая Суббота. Описание Великого дня

На главную страницу сайта - Семья и Вера