Церковнославянский язык

Такой непонятный церковнославянский язык

Добрый день, дорогие наши посетители!

Многие из нас могут поведать, что мало чего понимают из церковно-славянского языка. Фактически, человек заходит в Храм, и ничего не понимает из услышанного. Так и говорят: «У вас в Храме ничего не понять. Служба идет на непонятном нам языке.

Давайте посмотрим мнение священника на этот счет.

Публикуем для Вас ответ на данный вопрос священника Даниила Сысоева:

«Давайте перефразируем данное выражение. Приходит первоклассник в школу и, подслушав урок алгебры в 11 классе, отказывается от хождения на занятия, сказав: «Там ведь ничего не понятно». Неумно? Но так же неумно отказываться от обучения Божественной науке, ссылаясь на непонятность.

Наоборот, если бы все было понятным, обучение стало бы бессмысленным. Ты ведь и так уже знаешь все, о чем говорят специалисты. Поверьте, наука жить с Богом не менее сложна и изящна, чем математика, так позвольте ей иметь свою терминологию и свой язык.

Служба в храме БожиемДумаю, что надо не отказываться от храмового обучения, а постараться осознать, что именно непонятно. При этом надо учесть, что служба предназначена не для миссионерства среди неверующих, а для самих верующих.

Нам, слава Богу, если мы внимательно молимся, все становится понятным уже через месяц-полтора постоянного хождения в Храм. Но глубины богослужения могут раскрываться спустя годы. Это, действительно, удивительная тайна Господа.

Мы имеем не плотскую проповедь протестантов, а, если угодно, вечный университет, в котором богослужебные тексты – это учебные пособия, а преподаватель – Сам Господь.

Церковнославянский язык – это не латынь и не санскрит. Это священная форма русского языка. Надо лишь немного потрудиться: купить словарь, несколько книжек, выучить полсотни слов – и язык раскроет свои тайны.

А Бог воздаст за этот труд сторицею: во время молитвы будет легче собрать мысли на Божественной тайне. Мысли не будут по законам ассоциации ускользать куда-то вдаль. Церковнославянский язык улучшает условия богообщения, а ведь именно для этого мы приходим в Церковь.

Что же касается получения знания, то оно передается в Храме на русском языке. Трудно найти хоть одного проповедника, который говорил бы проповеди по – церковнославянски. В Церкви все соединено мудро – и древний язык молитвы, и современный язык проповеди.

И, наконец, для самих православных, церковнославянский язык дорог тем, что он дает нам возможность максимально точно слышать нам Слово Божие. Мы, в буквальном смысле, можем слышать букву Евангелия, потому что грамматика церковнославянского языка имеет много общего с грамматикой греческого, на котором и дано нам Откровение.

Поверьте, как в поэзии и юриспруденции, так и в богословии, оттенки смыслов часто меняют суть дела. Думаю, что всякий, увлекающийся литературой, понимает это. И в детективе, случайная спичка способна изменить ход расследования. Так и для нас бесценна возможность как можно точнее услышать слова Христа.

Конечно, богослужение на славянском языке не является догматом. Во Вселенской Православной Церкви богослужение совершается более чем на 80 языках. И даже в России теоретически возможен отказ от церковнославянского языка. Но произойти это может лишь тогда, когда для верующих он станет столь же далеким, как для итальянцев латынь.

Думаю, так вопрос даже не стоит. Но если даже не будет церковнославянского языка, Церковь создаст новый священный язык, максимально точно переводящий Библию, и не дающий нашему уму ускользать на страну далече.

Церковь же до сих пор жива, и имеет силы оживить любого, входящего в Нее. Так что начинайте проходить курс Божественной Премудрости, и Творец введет вас в глубины Своего ума”.

 

 << На главную страницу                            Вопросы священнику >>