Самооправдание в старости
Добрый день, дорогие посетители нашего православного сайта «Семья и Вера»!
Как часто случаются у людей преклонного возраста споры, самооправдания и непризнания своих ошибок – знаем мы не понаслышке. Большинство пожилых людей внушает себе и окружающим, что они за всю свою жизнь ничего плохого не делали, а вот с ними, бедными и несчастными, окружающие часто обращались сурово…
Также существует и другая сторона жизни пожилых людей.
Они мало молятся и мало постятся, ссылаясь на свои многочисленные болезни и разные немощи.
Приводим на эту сложную тему очерк протоиерея Сергия Филимонова:
«Самооправдание, или саможаление, как говорят святые отцы, является тем дымом, смрадом пред Господом, который застилает Его милосердие, – пишет о. Серги. – Поэтому нельзя оправдываться старостью и болезнями в том, что избегаешь духовного труда, молитв, что не ходишь в храм Божий, а лучше укорять себя: «Господи, прости меня, что я не могу того-то, того-то и того-то. Подай мне силы в моей немощи». По такой молитве Господь действительно все подаст и укрепит нас.
Нужно избавляться от привычки оправдываться немощами, и тогда Господь, видя смирение и покорность Своей воле, поднимет с одра даже тяжелой болезни и подаст силы, когда человеку очень нужно прийти в храм: либо в день его ангела, либо в день памяти родителей, которые давно умерли, а так хочется замолвить за них словечко в день родительской субботы.
Наша связь с усопшими продолжается всегда. Сердце получает отраду, когда мы приходим в храм и молимся за родителей, хотя бы нам самим было уже и семьдесят, и восемьдесят лет.
В каком бы возрасте мы ни были, должно достойно готовиться к Причастию Святых Христовых Таин, как этого требует устав Святой Церкви: читать трехканонник, Последование ко Святому Причащению, молитвы ко Святому Причащению.
Даже и в очень преклонном возрасте также нужно стремиться потихонечку все правило вычитать, не оправдываясь, не говоря: «Я не смогу». Можно правило разбить на несколько частей, можно начать готовиться за неделю, можно готовиться с утра, если не позволяет состояние здоровья с вечера накануне Причащения.
Помните, что Господь не дает креста не по силам. И когда Господь призывает, вставайте и опять и опять несите свой крест в храм Божий.»
Так давайте же мы (те, кто еще не дожил до старости), будем помнить, что в преклонных годах надо еще больше молиться и осознавать своих грехи и проступки.
А людям преклонного возраста (своим бабушкам, дедушкам, отцам и матерям) будем мягко намекать на то, что Господь ждет от них молитвенных трудов и сокрушение в сердце.
Читайте также о том, Нужно ли молодиться?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Благодарю за публикацию и поддержку. Но – Эх, эти бы, как и многие другие, не менее проникновенные мысли, да хватало бы мощи уж не то чтобы проводить их в жизнь, а хотя бы горячо, искренне оживлять в себе – хоть как основу для покаяния! Но у старости, увы, так много обстоятельств, которые подавляют ВСЁ это, каковы бы ни были предшествующие “достижения” человека. Поэтому главной молитвенной фразой для старых, наверное, должно служить взывание “… Святый КРЕПКИЙ!..” Крепости – вот чего действительно не хватает. А ведь таково положение повседневно и без перспектив к улучшению… -Одолевает, неумолимо наседает скверна материальности, попирая, отключая, отравляя… Жуть! А молодые всё знай бодрячески чевойто там рекомендують – им СОВСЕМ не знакома эта область. -Вы хотя бы на пенсию просто выйдите, обретя соответствующий социальный статус, да осознайте его, да ещё и учитывая ваши новые социальные “возможности”. -Одно уже это откроет окошко в такой мир, что эти советы – почти как издевательство. Так что в значительной мере старость – вовсе не награда, а наказание или, по крайней мере, испытание, закалка. На самый крайний случай – выставление Свыше на передовую битвы Духа и Рутины. Что же реально? – это по промыслу Господню о данном человеке. Нам не дано знать.
Очень прибавляет сил искреннее воспоминание о тех, особых, личных дарах, которые ниспосланы тебе по твоей мольбе ко Господу, дарах, которые позволили тебе выправиться, обрести душевное равновесие и радость. Таковые есть, вероятно, у каждого, даже если он в упованиях своих не упоминает имени Господня. Эти дары – как твой, особый долг по снисхождению к твоим бедам и слабостям. Этот долг пробуждает силу естественной благодарности: как в прощении, как в помощи. Мы ведь естественным образом воспринимаем принцип “Кому многое даётся, от того многое и требуется”. Итак, вспомним, оценим, как многое нам давалось!
Очень хорошие мысли!