Кот - Моряк

Можно ли давать животным человеческие имена?

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Наверно, не каждый, у кого в доме есть домашнее животное, задумывается о том, что же обозначает кличка его домашнего питомца. А существуют ли правила относительно того, как можно, и как нельзя называть своих домашних животных?

Предлагаем Вашему вниманию ответ на данный вопрос протоиерея Сергия (Николаева):

«Ни в Священном Писании, ни в трудах святых отцов, не встречается запрета на какое-либо имя для животного. Мало того, там вообще не говорится о близких, личных отношениях с животными, требующих для них имени или клички. Так что рассуждать на эту тему нам придется самим.

С рождения и до самой смерти имя занимает особенное место в жизни человека. Звук нашего имени всегда радует нас, хотя мы и не обращаем на это внимания. Вспомните, как приятно бывает познакомиться с тезкой. Имя словно соединяет нас неким братством. К человеку, носящему одно с нами имя, мы заранее испытываем симпатию.

Главная же особенность христианских имен в том, что их дают в память святых. Имя – это одна из тех связей, которые соединяют Церковь земную и Церковь Небесную. О христианском имени говорят, что оно – святое.

День именин мы называем Днем Ангела, потому что святого, имя которого мы носим, почитаем, как второго Ангела – Хранителя, надеясь на его помощь и заступничество перед Богом.

Наши имена священник произносит на проскомидии, вынимая частицу просфоры, чтобы потом с молитвой опустить ее в Чашу. Так же священник произносит наши имена, подавая нам Святое Причастие. Вообще, ни одно священное Таинство Церкви не обходится без произнесения имени.

Мы знаем, что имя способно повлиять на характер и внешность человека. Об этом можно прочесть в замечательной работе отца Павла Флоренского «Имена».

А теперь подумайте, разумно ли таким уникальным и святым достоянием одаривать животное? Как бы сильно мы его ни любили. Наша любовь к кошкам, собакам и попугаям должна иметь границу. «Очеловечивая» питомцев, не возвышаем их, но теряем себя.

В семидесятые годы мне довелось побывать на Никольском хрустальном заводе. Это в Пензенской области, причем в глубинке. Товаров тогда в магазинах было мало, и в окружающих завод деревнях бракованный хрусталь использовали везде, где только могли. Дело то житейское.

Но вид собаки, лакающей из хрустальной салатницы, оставил во мне неприятное впечатление. Все должно использоваться по назначению. Так же и имя человека не может быть кличкой пса, кошки и прочей живности. Вспомните Евангельское: «Не давайте святыни псам» (Мф.7,6).

Если же какой буквоед и вспомнит про известного всей России кота Ваську, или лохматых Адельку и Фидельку, то, скажу вам: не все, что вошло в привычку двести лет назад, есть абсолютное добро. Были и промахи. И немало.

Как когда-то, так и сейчас, называть собак и кошек христианскими именами – значит свидетельствовать о своем равнодушном отношении к святым и бездумном обращении со святыней. И, конечно, об отсутствии культуры.

В духовной среде людские имена не принято давать животным. И помню случаи, когда собак и кошек, приобретенных с таким именем, переименовывали. Например, кавказку Дусю стали называть Бусей. И она не выражала недовольства.

А если кому-то наше рассуждение покажется неубедительным, то пусть он, как говорит Премудрый, сам ходит по путям сердца своего и по видению очей своих. Но помнит, «что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.11,9)».

 

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>