Бланки, церковные записки

Записки О здравии и О упокоении

Добрый день, дорогие наши посетители!

Церковная записка – это своего рода разовый помянник “О Здравии” или “О Упокоении”, подаваемый нами для поминовения священником на Проскомидии или Ектении.

Проскомидия – это «принесение или подношение»; первая часть литургии. На ней, путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина, приготовляется вещество для евхаристии, и при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.

Ектения – это «распространение, протяжное моление» в богослужении, название последовательности молитвенных прошений, это одна из главных составных частей богослужения, входящая в состав бо́льшей части богослужений.

Помянник – это особая книжечка молящегося, в которую записываются имена живых и умерших для домашнего молитвенного поминовения. Эту книжечку православный христианин читает ежедневно в своих утренних и вечерних молитвах.

Церковная записка, подаваемая нами для поминовения, требует к себе особого уважения и аккуратности. Записка, подаваемая без изображения на ней креста, написанная неряшливым и неразборчивым почерком, с множеством имен – свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения!

Между тем, как помянники и церковные записки, как по своему внешнему виду, так и по своему употреблению, могут быть названы богослужебными книгами – так как на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом!

Поэтому, относиться к написанию церковной записки надо относиться крайне ответственно. В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

В церковную записку следует вписывать имена всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия, так как Слово Божие учит нас тому, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: “молитесь друг за друга” (Иак.5:16). На этой общей молитве друг за друга строится Церковь, и наше спасение и благополучие.

Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:19-20).

Верующие православные христиане собираются в Храме для совместной молитвы, ибо в Храме, таинственным образом, пребывает Сам Бог. Храм – это дом Божий. И молитва в Храме, соборная молитва, быстрее будет принята Богом, нежели наша домашняя молитва.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

Я вас избрал и поставил вас, – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам” (Ин.15:16). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия, те передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть и право, и непременный долг прежде всего… “совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков” (1Тим.2:1).

Церковную записку следует писать четким и понятным почерком, можно печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10-12 имен. Имена должны быть записаны в родительном падеже. Необходимо ставить полную форму имени, даже если Вы вписываете имена маленьких детей (не Таня – а Татиана).

Также желательно писать церковное имя, а не светское (не Полина – а Аполлинария; не Артем – а Артемий; не Егор – а Георгий).

Перед именами священнослужителей, за которых Вы молитесь, надо указывать их сан, полностью или в понятном сокращении (например: архиеп. Саввы; иерея Василия).

Ребенок до 7 лет называется младенцем (млд. София); от 7 до 15 лет называется отроком или отроковицей (отр.Андрея; отр. Марии).

В церковных записках не указывается фамилия, отчество, титул, профессия поминаемых и их степень родства по отношению к нам. В церковной записке можно указать: «воин», «монах», «монахиня», «иеродиакон», «диакон», «болящий», «путешествующий», «заключенный», «плодоносящей». Не следует писать: «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».

В церковных записках “О Здравии” пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: “Поминайте наставников ваших” (Евр.13:7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый из нас должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного“( 1 Тим. 5,8).

Далее пишутся имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: “отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон” (Рим.13:7-8).

И самое главное, если у вас есть недоброжелатели, обидчики, завистники или даже враги, то обязательно впишите их имена для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф.5:44).

Следует помнить, что молитва за врагов, за враждующих – это великая сила для прекращения вражды и водворения мира! Сам Спаситель молился за врагов Своих. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась! Так, милостью Божией и Церковной молитвой, бывший враг становился другом и доброжелателем.

В записках “О Упокоении” следует отмечать: «новопреставленного», то есть усопшего в течении 40 дней по его кончине. Так, умерший, в течении 40 дней, поминается, как – новопреставленный. В записках “О Упокоении” мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, и всех, кто был нам дорог, ведь как мы молимся о живых, так же мы должны молиться и за умерших – и не только за своих ближайших сродников, но и за весь свой род, и за всех тех, кто сделал нам добро в земной жизни.

Также, в записках “О Упокоении” следует отмечать: «приснопамятных», то есть усопших, имеющих в день поминовения памятную дату; «убиенных».

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Церковное поминовение усопших совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам не совершаются. Тем более они не могут быть поминаемы на Литургии.

За тех, кого Церковь прославила в лике святых, например: «блаженную Ксению» – молиться уже не нужно, ибо тот, кто прославлен Церковью, как – святой, уже сам молится за нас.

Записки в Храм

<< На главную страницу