Перед причастием

Воспитание детей следует начинать с младенчества

Добрый день, дорогие наши посетители!

Не секрет для каждого из нас, что воспитание детей начинается практически с их рождения. Говорят в народе: «Воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки. Ляжет вдоль лавки – будет поздно».

Наклонности и качества, приобретенные ребенком в раннем детстве, как правило, остаются с ним на протяжении всей его жизни. Душа ребенка, пока он еще очень мал – мягкая и податливая, что на ней отпечатается – то и останется на всю жизнь.

Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, – то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам – богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским – приучат его, с таким оно и будет жить».

Если будем учить наших детей добру – то из них вырастут порядочные и воспитанные люди; будем подавать им дурной пример – то и люди из них получатся дурные.

Но не достаточно только учить детей добру, надобно и оберегать их впечатлительное детство от всего дурного, дабы детские сердца, впитывающие все, как губка, не напитали себя, наравне с хорошим – и дурным, так как даже наукой доказано, что человеческая душа, с самого раннего младенчества, начиная с двухмесячного возраста, все запоминает и усваивает, на подсознательном уровне.

Исходя из этого, при грудных детях, особенно во время кормления грудью, нельзя ни делать, ни смотреть, ни читать ничего плохого, так как ребенок впитывает в себя абсолютно все вместе с молоком матери. В старину, во время кормления грудью, читали вслух или про себя молитвы, пели псалмы.

Знаменитый народный проповедник, протоиерей Родион Путятин, так говорит об осторожности поведения взрослых по отношению к детям: «Вы, конечно, замечали, как младенцы бывают до всего любопытны; а это есть знак того, что они хотят узнать, значит, и могут понимать; об их памяти и говорить нечего: на ней, как на мягком воске, все отпечатлевается.

И в самом деле, когда дети научаются говорить, когда успевают запомнить столь различные наименования вещей? Конечно, в младенчестве. Когда успевают узнать те пороки, которые они обнаруживают, когда приходят в возраст? Опять, в младенчестве.

Так, почти все, остается на всю жизнь в детях, что они видят и слышат в младенчестве. И потому, чему вы хотите со временем учить детей, то надо внушить им и тогда, когда они бывают младенцами. И потому-то родители Пресвятой Девы Марии, весьма премудро сделали, когда рано отпустили свое Дитя жить в Храм. Там все мирское от Нее было сокрыто; Она видела и слышала лишь божественное; Она жила и дышала божественным. Напротив, весьма неосторожно поступают те из родителей, которые при младенцах делают и говорят худое, или позволяют другим говорить и делать непристойное.

«Рано еще учить их доброму», – говорим мы обыкновенно. Рано? А к худому разве приучать уже время? Мы станем учить детей благочестию, когда у них откроются понятия; а много ли будет пользы от этого учения? Мы тогда будем словами удерживать их от того, чему давно научили делами. Мы не учить только их будем, а отучать от того, к чему они давно привыкли, смотря на пример других.

Итак, будем как можно осторожнее вести себя при младенцах; а мы все имеем случай часто быть с ними. Будем осторожно вести себя при младенцах, чьи бы они не были – свои или чужие: за своих и чужих, мы равно дадим ответ Богу.

Положим, что они ничего не понимают, но у них открыты глаза и у них отверсты уши; и потому будем удерживаться от худого, чтобы они не видели и не слышали; не будем приучать ушей и глаз их к худому. И нам лучше будет на том свете, если они спасутся; и нам отраднее будет, если они по смерти не пойдут в ад, в это место мучений вечных».

Чему научить человека в детстве, что он будет видеть и слышать, то и останется с ним на всю его жизнь. Такова сила привычки. Древний историк Геродот поведал такой случай про скифов:

«Скифам нужно было идти на войну, на весьма долгое и продолжительное время. На их родине у них остались лишь женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что их господа долго не возвращаются с войны, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время возвратились господа, но не смогли справиться с рабами. Тогда они стали хлопать бичами, которыми они обыкновенно наказывали своих рабов – и рабы смирились. Такова сила привычки!»

Если уж человек к чему-то привыкает, то отвыкнуть ему бывает крайне сложно. Отсюда видно, насколько важно развитие в детях добрых привычек с самых малых лет их жизни.

Некоторые из родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в их раннем возрасте. Сделал ребенок худое дело, а родители ему и говорят: «Эх, ничего, ведь он еще ребенок, ничего не смыслит. Вот вырастет – и не станет этого делать». И растет этот ребенок, словно дикая яблонька в лесу. Отведайте плода с этой яблони, и не возрадуетесь, так как плод – кислый и горький.

И такой ребенок, никем не останавливаемый, никем не наказываемый и не вразумляемый, вырастает, впоследствии, рабом своих беспорядочных наклонностей, ибо плохое поведение для него становится привычкой, и становится он негодным членом для общества и горем для своих родителей.

«Ничего нет хуже, – говорит святой Иоанн Златоуст, – когда детские проступки не исправляются, и чрез это в делах обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что, в последствии, уже не бывает возможности никакими увещеваниями исправить его; и подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему бывает угодно.

Диавол становится для таких детей полновластным повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полною охотою».

 

 Читайте также:

Как научить ребенка уважать своих родителей?

Не стоит чрезмерно баловать детей

 

 << На главную страницу            на Семейную рубрику >>