Почему дети перестают тянуться к Богу?
Добрый день, дорогие наши посетители!
В 8 — 9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в Храм. Почему так происходит?
И почему дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии?
Разобраться в этих непростых вопросах, нам поможет архимандрит Тихон (Шевкунов):
«Детей не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковно-славянским языком, с порядками в храме, Житиями святых, священными историями, переложенными для детей.
Но с Самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне — Христе.
Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии?
Отвечая на этот вопрос, мы поднимаем взрослую проблему, которая отражается в детях, как в зеркале.
Это — когда родители и священники учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания.
Но есть и другие примеры. В 1990-м, во время своей первой поездки в Германию, я получил хороший урок от одного священника, Католического.
Меня поразила его паства — очень чистые молодые люди лет 16-20, искренне старающиеся жить христианской жизнью. Я спросил, как удается уберечь подростков от агрессивного напора соблазнов и столь привычных для их сверстников на Западе, удовольствий?
Священник посмотрел на меня в полном недоумении и сказал слова, которые своей простотой и ясностью меня просто сокрушили (я очень жалею, что услышал это не от православного священника): «Да просто они Христа любят больше, чем все эти удовольствия!
У нас светлых примеров, слава Богу, тоже немало. В нашей Сретенской семинарии я вижу удивительно чистых и искренних ребят, хотя конечно, всякие искушения бывают, жизнь есть жизнь».
Читайте также: Дети в Храме. Православное воспитание детей
<< На главную страницу Воспитание детей >>
Всё просто, этот вопрос давно решён. Малые всё принимают с авторитета взрослых, в т.ч. и преподаваемую им религию. Когда же наступает тот возраст, когда человек принимает лишь то, что соответствует преобладающему и яркому жизненному опыту, и не находит места на этом поле для того, что ему давали, что даже он вроде и усвоил, он отбрасывает ранее внедрённое ему как ошибку или похлеще. Итак, из-за отсутствия впечатляющего личного опыта подросток отторгает: даже то, что могло бы стать для него спасительным. Но он этого не знает и увещеваниям, в сопоставлении с окружающей жизнью – не верит.
Всё это очень просто в своё время выразил Сенека в своей латинской фразе:”Is cholit Deum, qui novit Eum” – “Лишь тот почитает Бога, кто ведает Его”.