Давайте вместе передадим в храм Крест!

Признает ли Церковь нецерковный брак?


Гражданский брак

Признает ли Церковь нецерковный брак?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Современный мир буквально поглощен идей «гражданского брака». Взрослые люди не хотят взрослеть, не хотят нести ответственность за друг друга, за семью. И для таких людей, гражданский брак, некое увиливание от настоящей семейной жизни.

Ниже мы предлагаем ряд вопросов, на которые даны ответы протоиереем Максимом Козловым:

Признает ли Церковь нецерковный брак? В чем различие между церковным браком и гражданским? Можно ли верующим, но живущим только в гражданском невенчанном браке, приступать к церковным Таинствам Исповеди и Святого Причастия?

«Смотря какой смысл вкладывается в это понятие, — отвечает о. Максим. — Это может быть гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСе. И в том случае, если по прошествии какого-то времени, один из членов брачного союза уверовал, а второй нет, то, конечно же, Церковь не приравнивает (как об этом отчетливо говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви») такой брак к блуду, и у верующего супруга, состоящего в нем, при условии чистоты отношений, хранения верности, нет никаких препятствий к тому, чтобы исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.

Необходимо только стремиться, чтобы этот брак дорастал до такого союза, который может быть освящен Таинством Венчания, именно дорастал, а не механически в него превратился. Более того, не нужно настаивать на Венчании даже в том случае, если деликатный и любящий супруг готов это сделать ради другого: венчайся со мной, потому что мне это нужно.

Да нет же, венчаться нужно тогда, когда оба готовы к этому с верой во Христа и с тем, чтобы семью сделать малой Церковью. А пока не готовы, пусть будет просто искренний, честный, целомудренный союз двух верных друг другу людей, который не может быть неугоден Богу, но который еще не дорос до того, чтобы стать венчанным браком.

Иное будет отношение Церкви, если речь идет о двух церковных людях, исповедующихся, причащающихся, но почему-либо не желающих венчаться, хотя гражданскую семью они создали, и тут уж не важно, зарегистрировались ли они в загсе или нет.

Протоиерей Максим КозловБезусловно, со стороны верующих и воцерковленных людей, подобное — недопустимо, потому что, в первую очередь, в этом есть проявление неверия в Бога и в Церковь. Неверие в то, что Венчание – это такое Таинство, в котором семье дается благодать Божия настолько бесконечно больше того, что мы сами друг другу можем дать. Или за этим стоит неуверенность, что этот союз окончательный, когда мы еще не готовы себе сказать – семья это или не семья, но при этом малодушно соглашаемся на допущение плотских отношений и удовольствий, с ними связанных. Конечно, для воцерковленных людей абсолютно недопустим такой жизненный подход, оставляющий их до покаяния вне возможности участия в полноте Таинств Церкви.

Наконец, речь может идти о гражданском браке, как просто о неупорядоченных отношениях светских людей. Это то, о чем, по слову апостола Павла, «срамно есть и глаголати» (Еф. 5, 12), и что вовсе не должно быть в жизни церковного человека. И относиться к этому нужно внутренне твердо, бескомпромиссно, не поддаваясь духу века сего, где моногамия объявляется аномалией, а временные свободные союзы людей, что разного, что одного пола, пропагандируются, как наименее противоречащие человеческому естеству. Вне всякого сомнения, для христианского сознания даже в начале XXI века это недопустимо так же, как и во времена апостольские.

О гражданском союзе можно говорить как о браке, когда это действительно семья, а не беспорядочное сожительство. Супруги, прожившие долгие годы друг с другом в верности, воспитавшие детей, конечно, не могут быть порицаемы как люди, погрешающие против седьмой заповеди.

С другой стороны, такие супруги, сознательно или бессознательно, лишают себя всего того, что дается в Таинстве Браковенчания. А в нем присутствует Божественная благодать, которая «немощное врачует и оскудевающее восполняет». В этом смысле всякий церковный брак неизмеримо превосходит всякий человеческий союз. Но это можно понять только на личном опыте.

Если речь идет о семье полноценной, хотя бы и не освященной Таинством Венчания, с соблюдением взаимной верности, с несением бремен семейной жизни, с взаимным воспитанием детей, то нахождение в таком браке не есть препятствие для того, чтобы исповедоваться и причащаться.

Если же под гражданским браком понимается свободное сожительство, которое сегодня имеет место, а завтра может и прерваться, – это есть смертный грех прелюбодеяния. И человек, совершающий его, не должен приступать к церковным Таинствам, пока не проявит решимости прекратить или узаконить эти отношения».

окончание 2

 Читайте также: Христианский брак или совместное проживание?

 << На главную страницу                   на Семейную рубрику >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Обсуждение: 14 комментариев
  1. Юлия:

    Здравтвуйте, о.Димитрий. Я была замужем официально. Мы не венчаны. Через год мы развелись. Причина не супружеская измена. Являемся ли мы перед Богом мужем и женой( Церковь уважает зарегистрированный законный брак) и могу ли выйти еще раз замуж с венчанием?(Но в послании апостола Павла написано будут посланы скорби на плоть, если вы не можете обуздать свою плоть, то лучше женитесь)?

    Ответить
    1. священник Димитрий Синявин:

      Здравствуйте, Юлия!
      Вы не были Венчаны и Вы разведены, поэтому, Вы можете выйти замуж за верующего человека и Венчаться.
      С Богом!

      Ответить
  2. Анна:

    Здравствуйте! Моя свекровь развелась с первым мужем (моим свекром), мой муж еще тогда был ребенком. Венчаны не были. Потом она еще дважды выходила замуж (все три раз официально, в ЗАГСЕ), и дважды становилась вдовой. После смерти третьего мужа сильно уверовала, стала воцекровленной. И ее очень сильно волнует то, что ее сын рожден вне церковного брака. И то ли она сама додумалась, то ли кто-то сказал ей, что этот грех можно снять, если она повенчается с первым мужем (т.е. с отцом своего сына). А он человек очень тяжелый, ленивый, и она его с трудом переносит. Но тем не менее, хочет выйти за него замуж и венчаться! Разъясните, пожалуйста, это действительно снимет с нее грех рождения ребенка вне церковного брака? Свекр неверующий, но ее все эти годы любил и на все согласен. Она не собирается жить с ним как муж с женой, только расписаться в ЗАГСЕ и венчаться в церкви, а жить в разных комнатах. Я всегда считала, что в брак вступают по любви, поэтому искренне хочу понять, как такое действие может снять грех? Неужели человек после венчания своих родителей как бы переродится?

    Ответить
    1. священник Димитрий Синявин:

      Здравствуйте, Анна!
      Если Ваша свекровь повенчается с мужем и наладит близкие отношения, то это плодотворно скажется на их общем ребенке. Нет, ребенок не переродится, но в жизни ему будет легче. Также есть надежда, что после Венчания у них может быть настоящая любовь, взаимопонимание.
      С Богом!

      Ответить
      1. Анна:

        Большое спасибо за ответ! Но в том-то и дело, что с её стороны о любви речи никакой нет. Скорее, наоборот, она его с трудом терпит. А с его стороны нет никакой веры. Разве не грех просить неверующего совершать обряд Венчания?

        Ответить
        1. священник Димитрий Синявин:

          Во славу Божию!
          Если это только формальность, то я согласен с Вами, не будет от таинства Венчания пользы. А если, как написано в Евангелии, как сказал отец больного ребенка Христу: «Верую Господи, помоги моему неверию», тогда Господь в силах исправить людей, укрепить их в вере и дать им счастье.
          С Богом!

          Ответить
  3. Андрей:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста с вопросом. Три года назад я встретил женщину, которую сильно полюбил и она ответила взаимностью. Оба мы были женаты (не венчаны). В тот же год мы оба развелись и начали вести совместную жизнь. Мы верующие оба и очень хотим венчаться, но в настрящее время из-за определённых проблем (если мы зарегистрируемся то потеряем работу) временно не можем зарегистрироваться. Живем три года настоящей семьей, очень любим друг-друга и очень хотим жить вместе всегда. Возможно ли нам пока обручиться в церкви, что бы не грешить перед Богом, так как мы вступаем в отношения? Или все равно эти отношения будут греховными? Спасибо.

    Ответить
    1. священник Димитрий Синявин:

      Здравствуйте, Андрей!
      Вас не будут обручать, пока вы не зарегистрируетесь в ЗАГСе. Молитесь крепко и всеми силами старайтесь скорее зарегистрироваться. Постарайтесь найти другую работу. Важнее не работа, а сама жизнь, которая может протекать в большом грехе, в блуде, или в настоящей, освященной семье.
      Мир Вам и Божие благословение!

      Ответить
  4. Юлия:

    Здравствуйте, мы с моим любимым хотим венчаться, однако мы не расписаны в Загсе,в силу определенных обстоятельств из-за моей работы. Я прочитала в разных источниках,что церковь в настоящее время не может нас обвенчать без свидетельства из Загса,мы очень хотим детей. Мы просто не знаем,что делать в такой ситуации?Заранее благодарна за ответ.Юлия

    Ответить
    1. священник Димитрий Синявин:

      Здравствуйте, Юлия!
      Вам надо узаконить Ваши отношения в ЗАГСе, освятить брак в Таинстве Венчания, и только потом рожать детей. Если у Вас нет возможности зарегистрировать Ваш брак, то о детях Вам думать еще рано.
      С Богом!

      Ответить
  5. Ксения:

    Здравствуйте! Мой муж мусульманин, я православная. У нас нет детей, хотя мы очень мечтаем об этом. Я знаю, что у мусульман не является грехом заключать браки с православными. А вот интересно, как у нас? Обвенчаться мы не сможем, хотя он был бы не против. Почему доже молебен за него не хотят читать? Потому что он не крещеный? Хотя так же верит в бога и молится со мной за рождение детей всем святым, и своим и нашим. Не заключен видимо брак наш на небесах, поэтому и не получается ничего..Нельзя ли нам повенчаться? Заранее благодарна за ответ.

    Ответить
    1. священник Димитрий Синявин:

      Здравствуйте, Ксения!
      Почему нельзя молиться в Церкви за иноверцев? Потому что они не крещены в нашей Церкви и им не читали молитву о наречении имени, то есть у них нет имени. Как вы их будете записывать? Под тем именем, которые им дали родители? За таких можно молиться только дома. Священник, когда молиться в Церкви или совершает таинство венчания или другие таинство, то он называет этих людей по имени и называет их рабами Божиими. Только после того, когда ваш муж откажется от мусульманства, примет крещение в Православной Церкви, тогда можно будет вам венчаться и записывать и на молебен и на заказные обедни. Пока живите так, если вы в законном браке и молитесь за него дома.
      Мир вам и Божие благословение!

      Ответить
  6. ВИКТОРИЯ:

    Добрый день, я была венчана с бывшим мужем, мы развелись, я вышла замуж за другого мужчину и мы оба поняли что будем вместе до конца дней, повторно венчаться ведь нальзя, насколько я знаю, как же быть нам теперь, посоветуйте пожалуйста. Заранее благодарна.

    Ответить
    1. администратор Сергий:

      Виктория, здравствуйте!
      Второй раз венчаться — можно. Церковь допускает второе венчание.
      Обязательно венчайтесь!
      Храни Вас Бог!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Страстная седмица (с 22 по 27 апреля)
На рубрику Страстной седмицы >>

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: