Икона Всех Святых

О святости и святых

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Предлагаем Вашему вниманию поучительное слово священника Константина Пархоменко о святых. Вы сможете найти ответы на многие интересующие Вас вопросы, такие как:  Может ли Бог отменить приговор над людьми по молитвам святых? Зачем нужна Церковная канонизация? Какое значение на Небе может иметь причисление к лику святых на земле?

Вопрос: Какое значение на Небе может иметь причисление к лику святых на земле? Неужели тут, на земле, можно решить что-то наверняка и не ошибиться?

Ответ: Конечно, нет. Именно поэтому, чтобы, как вы сказали, «не ошибиться», Церковь и не спешит канонизировать, то есть официально прославлять в лике святых каких-то подвижников. Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на Небесах, у Бога.

О святости и святых
Канонизация Святой Матрны Московской

Чтобы человек был канонизирован, необходимо, чтобы он… уже умер. Только проследив за его жизнью, за его подвигом, до самой смерти, более того, увидев, как он умирал, можно понять – действительно ли человек был праведником. После смерти этого подвижника необходимо, чтобы святость его была подтверждена… Богом. Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы, или останков святого, или просто происходящие в ответ на молитву к нему. Мало народного почитания. Нужно, чтобы целым рядом чудес был подтвержден факт – святой рядом с Господом, он молится о нас!

После смерти преподобного Серафима таких сообщений была масса. То же самое можно сказать о св. праведном Иоанне Кронштадтском, блаженной Ксении Петербургской и прочих святых. Я знаю много людей, которые рассказывали об удивительных чудесах, происшедших в их жизни по молитвам к св. Иоанну Кронштадтскому, блаж. Ксении, преп. Серафиму Вырицкому, блаж. старице Матроне и другим святым задолго до официальной их канонизации.

Вопрос: Зачем, в таком случае, нужна церковная канонизация?

Ответ: Она нужна не святому, но нам! Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына (или дочери) Православной Церкви, это верный путь! И он приводит к Царству Небесному!

Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить к их небесному статусу, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан. Если есть какие-то сомнения – то ли в нравственности жизни того или иного праведника, то ли в совершенстве его духовной жизни, – такого человека не прославляют.

О святости и святыхЧасто можно услышать: зачем молиться Богу через посредников, через святых? Неужели Милосердный Господь и так меня не услышит? И действительно, с трудом можно представить, как «строгого» Бога уговаривает, умоляет какой-то особо приближенный к Нему святой и Господь меняет свое решение по этим молитвам.

Мы, люди, всегда имеем искушение мыслить о небесных реалиях в категориях нашей земной жизни. Этот вопрос – этого же рода. Как праведник умоляет за человека, живущего на земле? Это тайна, от нас это сокрыто. Св. Иоанн Кронштадтский, которому говорили со слезами люди: «Батюшка, да как же это ты нас оставишь сиротами, когда умрешь?..» – отвечал им: «Как помогал вам, пока был жив, также, еще больше, по милости Божией буду помогать по смерти».

Думаю, здесь такой механизм: святой человек, для которого вся его жизнь была служением другим, помощью другим, и по переселении в небесные обители не может оставить людей без помощи, бросить их. Знаете, как у матери болит сердце о ребенке, как, даже умирая, она хочет помогать ребенку, участвовать в его жизни. Так и святой человек. Да он весь – служение людям, помощь людям. И Священное Писание однозначно говорит нам о том, что почившие праведники помогают нам.

Вопрос: Может ли Бог отменить приговор над людьми, народом по молитвам святых?

Господь Иисус ХристосОтвет: Многие факты Священного Писания и Предания свидетельствуют об этом. Помните, Авраам умолял Господа, явившегося в виде трех странников, пощадить Содом и Гоморру? Почему так? У святых отцов находим такую мысль: Христос обещает, что Его последователям будет сообщена Божественная благодать: «Отче, славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» . Если человек трудится вместе с Богом, чтобы преобразить мир, очистить его от греха, привести к Богу, – можно сказать, что человек этот становится другом Божиим, сотрудником. Разве можно предположить, что Господь глух к человеку, который всю жизнь отдал Ему, посвятил себя Господу?.. Такой человек имеет право просить за других, причем просить настойчиво, не как раб, или неверный, постоянно предающий хозяина слуга, но как сын.

Мы верим, что смерти как исчезновения души нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить, притом еще более активной жизнью. А значит, что мешает почившему праведнику и после отшествия из сего мира, по переселении на Небеса, помогать людям?

В книге Откровения Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении Иоанна: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» , и, чуть позже: «И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом». Разве это не замечательно, не великая картина? В нашей жизни активно участвуют, нам помогают святые!

Окончание

Читайте также ответы на другие похожие вопросы:

•  Где та грань, за которой заканчивается понятие «праведность», и начинается понятие «святость»?

•  Верно ли, что христианину сопутствуют два Ангела-хранителя?

Окончание

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>