Богатый и бедный

О богатстве и бедности

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Достоевский говорил: бедность – не порок, а нищета – порок. В этом смысле должен ли христианин стремиться зарабатывать так, чтобы его семья не знала, что такое порочная нищета?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Да, эта мысль, безусловно, приложима к православной семье в том плане, что желающий воспринять на себя подвиг блаженной нищеты Христа ради, безусловно, должен воспринимать его на себя, а не налагать как бремя на своих близких.

Поэтому человек, стремящийся быть не связанным узами мира, в том числе и такими сильными, какие порождаются всякой собственностью, большой и малой, имеет возможность пойти путем монашеской жизни, или в случаях какого-то особенного благословения, как то бывало в истории Церкви, стать странником, Христа ради путником, каликой перехожим или даже принять на себя подвиг юродства.

Но любой из этих путей не сочетается с семейной жизнью. Потому что человек, к семейной жизни причастный, берет на себя ответственность за тех, кто рядом с ним, и старается дать своим детям если не богатство, то хотя бы пропитание, возможность учиться не голодными, ходить в школу не раздетыми и, когда они достигнут возраста зрелости, вступить в эту жизнь не порочно нищими.

То же самое относится и к обязанностям по отношению к жене, к родителям, к другим близким, которые могут ожидать от нас помощи, в том числе не только молитвенной, но и материальной, той, которую мы можем оказать им в силу нашего социального положения в обществе.

Правило, сформулированное некогда апостолом Павлом о том, что желающий не прикасаться вовсе к скверне мира должен от этого мира отойти, жить отдельно, действует и поныне. Однако, помня об этом, нужно не забывать и о том, что в словах Достоевского речь идет о разности между нищетой и благословенной бедностью, или по-другому ее можно назвать умеренностью, а не между бедностью и богатством, тем более не между нищетой и богатством.

О богатстве и бедности
Протоиерей Максим Козлов

Христианину искать богатства ради богатства или ради тех благ, которые из него могут проистечь, ставить целью своего бытия перешагивание с одной социальной ступеньки на другую – даже с теми внутренними оговорками, что делает он это не ради себя, но ради близких – значит забывать о словах Христа Спасителя, что “удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Мф. 19, 24).

И хотя, как мы знаем по толкованию этих слов отцами Церкви, такое не вовсе невозможно, но зачем же добровольно возлагать на себя те бремена, которые в Царствие Небесное наше вхождение затрудняют?

Другое дело, когда человек оказывается в том или ином достаточно высоком социальном или имущественном положении, силою обстоятельств, в значительной мере не от него зависящих. Кто-то рожден в определенном сословии, что особенно было значимо в прошлые века, кому-то родители оставили некоторый финансовый задел, кто-то в силу полученной профессии, хотя и не стремился к этому специально, назначен городским головой или видным чиновником, а кто-то, работая в области экономики, юриспруденции, по самому факту этого труда оказывается работником достаточно высокооплачиваемым.

И далеко не всегда нужно, часто и вовсе ненужно, отказываться от тех возможностей, которые открываются ему в той или иной сфере деятельности. Не нужно минимализировать усилия христианина в области его социально-профессиональной активности.

Но нельзя ставить проистекающие из этого материальные блага во главу угла. Только это произойдет, как мы окажемся в том безостановочно вертящемся колесе, наподобие того, в котором белочка бегает в клетке, и конца этому бегу нет.

Потому что вещь за вещью, приобретение за приобретением, статус за статусом, свяжут человека настолько, что ему уже, хотя бы он субъективно и осознавал себя христианином, некогда будет глаза на небо поднять».

Окончание

 Читайте также ответ на другой вопрос: Является ли большая зарплата служением мамоне?

Окончание

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>