Домашняя молитва

Для чего нужно молиться утром и вечером?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему нужно молиться утром и вечером? Зачем вычитывать утреннее и вечернее молитвенное правило – с длинными, и во многом, непонятными молитвами, с какими-то странными словами? Неужели нельзя говорить с Богом своими словами и молиться коротко?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«В православной богословской литературе, Церковь часто сравнивают с организмом. В Церкви, как и в теле человека, все продумано, направленно к определенной цели; каждый орган имеет свое назначение, нет ничего внешнего, чуждого, все органично. И все предписания в Церкви носят не навязанный извне, а очень естественный характер. Это касается и молитвы утром и вечером.

Утро и вечер – это то время, когда мы непременно общаемся с окружающими нас людьми. «Доброе утро» и «Спокойной ночи» мы всегда пожелаем человеку, даже если, в целом, к нему равнодушны. Это естественно.

У каждого из нас есть совесть, и если ее спросить: «Можно ли относиться к Богу хуже, чем к людям?» – она ответит: «Нет. Неудобно как-то».

Поэтому, раз мы общаемся с людьми, то должны общаться и с Богом. Утром людям – приветствие, Богу – молитва, вечером – аналогично. Все очень естественно.

Кто из нас может сказать, что он – мастер молитвы, ас, достигший в этом деле совершенства? Никто (сумасшедшие и гордецы не в счет). А о святых, силой молитвы творивших явные чудеса, вплоть до возвращения жизни умершим, проявляющих не меньшую силу молитвы и сейчас, после своей смерти, можно это сказать с уверенностью.

Мы же на протяжении всей нашей жизни лишь только учимся, пытаемся приблизиться к тому качеству молитвы, которой обладали святые люди.

Итак, святых можно сравнить с талантливым мастером, а нас – с его учениками. Как происходит процесс обучения, например, в живописи? Изо дня в день ученик занимается каким-то ужасно занудным делом – рисует кубики и треугольники, накладывает тени, строит перспективу и повторяет эти упражнения бесчисленное количество раз. Трудно, нудно, часто непонятно, но именно так растет мастерство.

Что-то подобное происходит и в молитве. Изо дня в день, читая молитвы, составленные святыми людьми, мы постепенно учимся молитвенному делу. Поверьте, не одну сотню раз можно читать молитву, совершенно не замечая какой-либо содержащейся в ней мысли. А потом вдруг эта мысль открывается.

Подобные открытия обогащают человека, но возможны они только в результате трудного, нудного, иногда непонятного дела – постоянного чтения церковных молитв. Дорасти до уровня мысли святого человека – вот цель такого чтения.

Все это не означает, что нельзя молиться своими словами. Никто этого не запрещает, это можно, а иногда просто нужно делать, если возникает такая потребность.

протоиерей Александр ЛебедевОпасно же – молиться исключительно и только по-своему. Всегда нужен ориентир. Ведь даже самый искусный моряк сверяет свои действия с приборами, маяком. Таким маяком и является церковное молитвенное правило. Оно потому и называется правилом, что с ним сверяют уровень и качество своей молитвы: а святые это у Бога просили? А так ли к Нему обращались?

Если серьезно относиться к церковному молитвенному правилу, стараться вкладывать в молитвы свои внимание, чувства и сердце, то очень скоро человек осваивается в церковном молитвенном пространстве. Тогда слова церковных молитв становятся своими, личными. Тогда можно уже не выбирать, молиться по-своему или по церковному: то и другое объединяются.

Что же касается жалоб на непонятность и странность слов церковнославянского языка, то, простите за резкость, это – ерунда. Церковнославянский язык – родитель русского, в нем слов, вышедших из употребления и совершенно незнакомых, сотня-полторы. Остальные слова, так или иначе, созвучны современным. Что стоит нам, легко справляющимся с непрестанно выливающимся на нас потоком иностранных слов, освоить эти церковнославянские анахронизмы? Один-два вечера со словарем – и все. Неужели ради Бога жалко потратить это время?

О продолжительности молитв. Конечно, весь смысл наших обращений к Богу можно свести к нескольким словам: «Господи, помилуй»; «Слава Тебе Боже»; «Подай, Господи». Сказал – и свободен. Так выходит?

Нет, не так. Время, которое мы отдаем молитве, – это наша жертва Богу. Поэтому, нельзя сводить молитву к делу одной-двух минут. Время – это, кстати, очень хороший показатель веры человека. Достаточно сравнить: сколько времени человек тратит на молитву, а сколько на, скажем, телевизор, и сразу ясно, что в жизни человека важней, кому он усердней служит».

Окончание

Мужской и женский род в молитвах

Окончание

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>