Развод – первый шаг к прелюбодеянию?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Есть ли противоречие между словами Священного Писания “жене не разводиться с мужем – если же разведется, то должна оставаться безбрачною” (1Кор.7,10) и “всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует” (Лк.16,18) и тем, что в определенных случаях Церковь разрешает развод? Не способствует ли это прелюбодеянию?
Отвечает протоиерей Максим Козлов:
«Если честно пытаться понять, нет ли здесь, как и в других местах Священного Писания, каких-то противоречий, необходимо приводить евангельские цитаты добросовестно, ибо в той же Нагорной проповеди Господь говорит о том, что, в отличие от закона Моисеева, достаточно свободно разрешавшего иудеям развод (то же и у мусульман), христианам не должно разводиться, кроме вины прелюбодеяния: “…кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует…” (Мф.19,9). Последнее же основание приводится Спасителем, как достаточное для того, чтобы у пострадавшей стороны было право просить развода и создать другую, освященную Церковью, семью.
Спаситель прежде всего устанавливает принцип единобрачия, как внутреннюю норму жизни христианской семьи. Но Его слова не могут потакать злому, греховному в человеке, ибо это слова Сына Божия.
Значит, вина прелюбодеяния, по самой своей природе такова, что она разрушает брак. Таинство Покаяния восстанавливает человека, как члена Тела Христова, Церкви, в которой он когда-то был рожден в Таинстве Крещения. Но в случае отсутствия такого покаяния нет как пребывания согрешающего в Церкви, так и подлинного сохранения брака.
Исходя именно из такого понимания слов Спасителя, Церковь, уже с первых веков своего бытия, признавала иные человеческие грехи и немощи, которые, по сути, точно так же разрушали брак, как и прелюбодеяние, основанием для возможного развода.
К примеру, грех убийства (ведь невозможно жить вместе с убийцей), грех тягчайших государственных преступлений, грех побуждения супруга или супруги к скверным, прелюбодейным поступкам, в более новое время грех таких заболеваний, которые проистекают лишь из недолжного поведения в родовой сфере.
Так сформировался тот перечень оснований для развода, которые записаны в каноническом кодексе нашей Церкви, и которые в последний раз были перечислены конкретно в “Основах социальной концепции”.
Вместе с тем мы знаем, что сегодня де-факто разводы осуществляются, или, точнее, санкционируются, и по не столь основательным причинам, и человек, даже венчанный, но получивший гражданский развод, обращаясь в то или иное епархиальное управление, может получить снятие церковного благословения на брак при предоставлении более или менее вразумительного объяснения происшедшего с ним.
Но это не отказ Церкви от принципа, сформулированного Спасителем, а отказ от соблазнительной и неполезной в наше время процедуры церковного бракоразводного процесса.
Если сейчас ввести такие процессы и начать выяснять, кто виноват, кто не виноват, кто совершил прелюбодеяние, кто был честен, то к доброму это не приведет. Вспомним, что даже в XIX веке, в еще относительно церковном обществе, это приводило к огромному количеству злоупотреблений, а уж теперь-то будет поводом для постоянных соблазнов и насмешек над Церковью со стороны мирских людей.
Поэтому совершенно правомерно, что Церковь устраняется от ведения такого рода бракоразводных процессов, однако, вместе с тем, безусловно, не скрывает от разводящихся того, что, хотя развод и был внешним образом санкционирован, если нет тех оснований, которые указаны в Евангелии, то вступление в новый брак не обойдется без скорбей.
И даже если милосердие Божие, неотделимое от праведности Божией, не вовсе покинет вновь созданный людьми союз, то и отмахнуться от бывшего брачного союза, который как бы по мирским меркам не сложился – мол, этого как бы и не было в моей жизни, – человек не имеет права. И нужно быть готовым к тому, что придется отвечать за то, что в этом случае он поступил не по евангельским Заповедям».
Читайте также похожие публикации:
• О разводе. Вопросы священнику
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Добрый вечер? Тяжелая семейная ситуация, которая породила ряд вопросов. Развод – это грех, но что делать если муж ушел жить в другую семью, развод он не требует, от примерения отказывается. Как мне поступить? Подавать на развод (брак не венчаный)? И что же теперь оставаться безбрачною, но ведь это он предал и ушел? И еще вопрос: в чем промысел Божий, когда муж бросает жену с двухнедельным ребенком? В чем промысел Божий, когда жена лежит на сохранении в роддоме с угрозой выкидыша и ампутации матки, а ее муж изменяет ей?
Екатерина, здравствуйте!
Если муж Вам изменил и не раскаивается в этом, а продолжает жить во грехе – то брак, как таковой, уже перестал существовать.
Скажите, а почему Ваш брак не Венчанный? Вы обвиняете Бога в Ваших несчастьях.
Но в чем же Господь виноват? В том ли, что Вы, создавая семью, не захотели брать Его благословения?
В том ли, что Вы не вели церковный образ жизни, в том ли, что не посещали каждое воскресное утро Храм Божий, а накануне вечером Всенощное бдение?
Чья вина, что Вы не приступали к Таинствам Исповеди и Святого Причастия?
Ваши ошибки и Промысел Божий – это абсолютно разные вещи, и прежде чем винить Господа в своих бедах, следует, прежде всего, задать себе вопрос: “А что я сделала для Бога? Жила ли я по Его Заповедям? Хранила ли чистоту до брака? Освятила ли свой брак в Таинстве Венчания? Соблюдала ли посты? Молилась ли ежедневно Господу о сохранении мира и любви в браке?
И если жена лежит с угрозой выкидыша в роддоме, а муж изменяет ей, то чья это вина? Мужа ли одного?
Умудри Вас Господи!
Да, вы правы, во многом я виновата сама. Кроме одного: брак не венчаный т.к. муж неверующий и мое предложение о венчании воспринимал в штыки.
Екатерина, здравствуйте!
То, что Вы вышли замуж за неверующего мужчину – это Ваш выбор, и отвечать за последствия семейной жизни с неверующим супругом, придется только Вам. Согласитесь, это Ваш выбор, и на аркане Вас замуж никто не тащил, следовательно, винить тут некого, тем более Самого Господа.
Если бы, будучи еще невестой, Вы пошли бы в Храм, стали бы молиться Богу указать Вам правильный жизненный путь, если бы подошли к священнику и спросили его, а есть ли на то воля Божия, чтобы Вы, верующая христианка, связали себя узами брака с неверующим мужчиной – то, думаю, Сам Господь бы предостерег бы Вас от столь неравного брака, и через уста священника явил бы Вам Свою Волю не спешить связывать себя узами брака с неверующим мужчиной, хотя бы до того времени, пока бы Ваш избранник не пообещал бы Вам уверовать в Бога и дать свое согласие на Таинство Венчания, которое необходимо для сохранения и приумножения любви в браке.
Да, женщина может выйти замуж за неверующего, и Господь может благословить такой брак, но с тем условием, что женщина, своей любовью и терпением, приведет своего неверующего супруга в лоно Святой Церкви.
Так что в том, что Ваша жизнь сложилась именно так, как Вы видите ее сейчас – это Ваша вина, и винить Господа Вы не имеете никакого права, так как, обратись Вы к Нему за помощью и советом в начале выбора Вашего жизненного пути, то Господь обязательно дал бы Вам знать Свою Святую Волю о Вашем спасении.
Я настоятельно советую Вам обратиться за советом к священнику, объяснить ему свою ситуацию и спросить совета, как Вам жить дальше. Для этого Вам надо прийти в Храм и спросить за свечным ящиком о том, когда у священника будет возможность уделить Вам время и дать свой совет в Вашей непростой жизненной ситуации.
Помоги Вам Господи и храни Вас Бог!