Развод, распад, кольца

Развод – первый шаг к прелюбодеянию?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Есть ли противоречие между словами Священного Писания “жене не разводиться с мужем – если же разведется, то должна оставаться безбрачною” (1Кор.7,10) и “всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует” (Лк.16,18) и тем, что в определенных случаях Церковь разрешает развод? Не способствует ли это прелюбодеянию?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Если честно пытаться понять, нет ли здесь, как и в других местах Священного Писания, каких-то противоречий, необходимо приводить евангельские цитаты добросовестно, ибо в той же Нагорной проповеди Господь говорит о том, что, в отличие от закона Моисеева, достаточно свободно разрешавшего иудеям развод (то же и у мусульман), христианам не должно разводиться, кроме вины прелюбодеяния: “…кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует…” (Мф.19,9). Последнее же основание приводится Спасителем, как достаточное для того, чтобы у пострадавшей стороны было право просить развода и создать другую, освященную Церковью, семью.

Спаситель прежде всего устанавливает принцип единобрачия, как внутреннюю норму жизни христианской семьи. Но Его слова не могут потакать злому, греховному в человеке, ибо это слова Сына Божия.

Значит, вина прелюбодеяния, по самой своей природе такова, что она разрушает брак. Таинство Покаяния восстанавливает человека, как члена Тела Христова, Церкви, в которой он когда-то был рожден в Таинстве Крещения. Но в случае отсутствия такого покаяния нет как пребывания согрешающего в Церкви, так и подлинного сохранения брака.

Исходя именно из такого понимания слов Спасителя, Церковь, уже с первых веков своего бытия, признавала иные человеческие грехи и немощи, которые, по сути, точно так же разрушали брак, как и прелюбодеяние, основанием для возможного развода.

Протоиерей Максим КозловК примеру, грех убийства (ведь невозможно жить вместе с убийцей), грех тягчайших государственных преступлений, грех побуждения супруга или супруги к скверным, прелюбодейным поступкам, в более новое время грех таких заболеваний, которые проистекают лишь из недолжного поведения в родовой сфере.

Так сформировался тот перечень оснований для развода, которые записаны в каноническом кодексе нашей Церкви, и которые в последний раз были перечислены конкретно в “Основах социальной концепции”.

Вместе с тем мы знаем, что сегодня де-факто разводы осуществляются, или, точнее, санкционируются, и по не столь основательным причинам, и человек, даже венчанный, но получивший гражданский развод, обращаясь в то или иное епархиальное управление, может получить снятие церковного благословения на брак при предоставлении более или менее вразумительного объяснения происшедшего с ним.

Но это не отказ Церкви от принципа, сформулированного Спасителем, а отказ от соблазнительной и неполезной в наше время процедуры церковного бракоразводного процесса.

Если сейчас ввести такие процессы и начать выяснять, кто виноват, кто не виноват, кто совершил прелюбодеяние, кто был честен, то к доброму это не приведет. Вспомним, что даже в XIX веке, в еще относительно церковном обществе, это приводило к огромному количеству злоупотреблений, а уж теперь-то будет поводом для постоянных соблазнов и насмешек над Церковью со стороны мирских людей.

Поэтому совершенно правомерно, что Церковь устраняется от ведения такого рода бракоразводных процессов, однако, вместе с тем, безусловно, не скрывает от разводящихся того, что, хотя развод и был внешним образом санкционирован, если нет тех оснований, которые указаны в Евангелии, то вступление в новый брак не обойдется без скорбей.

И даже если милосердие Божие, неотделимое от праведности Божией, не вовсе покинет вновь созданный людьми союз, то и отмахнуться от бывшего брачного союза, который как бы по мирским меркам не сложился – мол, этого как бы и не было в моей жизни, – человек не имеет права. И нужно быть готовым к тому, что придется отвечать за то, что в этом случае он поступил не по евангельским Заповедям».

Окончание

Развод, распад, семьи

Читайте также похожие публикации:

•  Почему люди разводятся?

•  Развод – это не выход!

•  О разводе. Вопросы священнику

Окончание

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>