Почему священники – женаты?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Из православной литературы следует, что телесная сторона притупляет духовные способности человека. Почему же тогда у нас существует не только черное монашествующее духовенство, но и белое, обязывающее священника состоять в брачном союзе?
Отвечает протоиерей Максим Козлов:
«Это вопрос, который давно волновал Вселенскую Церковь. Уже в древней Церкви, во II–III веках, возникло мнение, что более правильным путем является путь безбрачной жизни для всего духовенства. Это мнение очень рано возобладало в западной части Церкви, и на Эльвирском Соборе в начале IV века прозвучало в одном из его правил и потом при папе Григории VII Гильдебранде (ХI век) стало преобладающим после отпадения Католической Церкви от Церкви Вселенской.
Тогда был введен обязательный целибат, то есть обязательное безбрачие духовенства. Восточная Православная Церковь пошла путем, во-первых, более соответствующим Священному Писанию, а во-вторых, более целомудренным: не относясь к семейным отношениям только как к паллиативу от блуда, способу не разжигаться сверх меры, но руководствуясь словами апостола Павла и рассматривая брак как союз мужчины и женщины во образ союза Христа и Церкви, она первоначально разрешала брак и диаконам, и пресвитерам, и епископам.
Впоследствии, начиная с V века, а в VI уже окончательно, Церковь возбранила брак епископам, но не по причине принципиальной недопустимости для них брачного состояния, а по причине того, чтобы епископ не был связан семейными интересами, семейными попечениями, заботами о своем и своих, чтобы его жизнь, связанная со всей епархией, со всей Церковью, была ей целиком отдана.
Тем не менее Церковь признала брачное состояние, как допустимое для всех остальных клириков, и в постановлениях Пятого и Шестого Вселенских Соборов, Гангрского IV века и Трулльского VI века, прямо говорится о том, что клирику, уклоняющемуся от брака по причине гнушения, должно быть запрещено служение.
Так что Церковь смотрит на брак клириков, как на брак целомудренный и воздержанный и наиболее соответствующий принципу единобрачия, то есть священник может быть женат только один раз и должен хранить целомудрие и верность своей жене в случае вдовства.
То, к чему Церковь относится со снисхождением применительно к брачным отношениям мирян, должно в полноте реализовываться в семьях священников: та же заповедь о чадородии, о приятии всех детей, которых посылает Господь, тот же принцип воздержания, преимущественного уклонения друг от друга для молитвы и поста.
В Православии есть опасность в самой сословности духовенства, в том, что, как правило, священнослужителями становятся дети священников. В Католичестве есть своя опасность, так как клир все время набирается со стороны. Однако в том, что любой может стать клириком, есть и плюс, ведь происходит постоянный приток из всех слоев общества.
У нас в России, как и в Византии, долгие века клирики фактически были определенным сословием. Бывали, конечно, случаи вхождения податных крестьян в священство, то есть снизу вверх, или наоборот – представителей высших кругов общества, но тогда уж по большей части в монашество.
Однако, в принципе, это было семейно-сословное дело, и тут были свои изъяны и свои опасности. Главная же неправда западного подхода к безбрачию священства – в самом гнушении браком, как состоянием, попустительным для мирян, но нетерпимым для духовенства. В этом главная неправда, а уж общественное устроение – это вопрос тактики, и он может по-разному оцениваться».
Читайте также о том: В чем разница между браком и монашеством?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Брошюрка “Как правильно выйти замуж” – чудо брошюрка!
Благословен тот человек, кто написал её.
На основе информации, сохранённой в этой брошюрке, нужно строить проповеди о том, как исправить своё духовное состояние для того, чтобы Бог даровал хорошего мужа или жену. Именно Бог соединяет сердца мужчины и женщины. ИМЕЕНО БОГ!
Спаси вас Господи!
Всё верно в принцыпе.
НО главная важность обретения семьи священниками в том, что ОНИ ПРОПОВЕДУЮТ (суть священства в этом) ЦЕЛОМУДРИЕ, БЛАГОРАЗУМИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВАЖНОСТЬ БРАКА, КАК ТАКОВОВГО! Бог сотворил мужчину и женщину для любви (самоотречение, искренняя самоотдача, безвозмездная помощ…) и пользы. Пользу люди несут матушке земле( бережно относясь к добыче полезных ресурсов) и друг другу ( в виде помощи духовной и физической: помощь словом, делом и земными благами).
Много ещё предстоит узнать о половых отношениях, правильном Богу угодном зачатии и воспитании детей. Теория в сущности-есть. Но чтобы учить кого-то чему-то нужно пройти практику! По-этому монахи могут проповедовать только то, что нам людям нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО брать совет от Бога в том женится нам (людям) или нет, и в том, кого взять себе в жёны или мужья! Выбор пары для семьи – всецело пренадлежит Богу! И ЭТО МОГУТ ПРОПОВЕДОВАТЬ монахи. А проповеди об отношениях в браке (и семье с детками) МОГУТ и ДОЛЖНО проповедовать белое священство. По-этому, задача для белого священства – жить благочестиво и целомудренно, воспитать деточек в любви к Богу и друг ко другу. По плодам своим (деткам) узнаете каковы вы (угодны Богу или наказаны Им).