Успенский пост

УСПЕНСКИЙ ПОСТ. Описание

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с началом Успенского поста!

Для духовного и познавательного прочтения предлагаем статью об истории Успенского поста и его важных датах, моментах и праздниках, которыми насыщены две последние августовские недели Церковного года.

Успение Пресвятой Богородицы

Успенский пост установлен перед двунадесятым праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 августа по 27 августа (по новому стилю).

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Святой Симеон Солунский пишет, что: «пост в августе, (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и побуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский постПраздник Происхождения (изнесения) честных древ Креста Господня — 14 августа называется в народе «Медовым Спасом». В этот день начала Успенского поста на праздничном водосвятном молебне освящается мед нового сбора.

Успенский пост близок по строгости к Великому. В этот строгий пост рыбу можно вкушать только один раз – в праздник Преображения Господня (6/19 августа).

Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудов целого года, является зримым образом будущего преображеия мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией.

В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья – те плоды, которые во время литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название «Яблочный Спас».

В праздник Преображения разрешается вкушение рыбных яств, растительного масла, вина. Но главным угощением праздника являются, конечно, яблоки. До этого дня яблоки нового урожая есть не полагалось. К яблочному же Спасу в России их продавали целыми возами. Каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом наделить всех бедных плодами, а больным посылать в дом.

В России известно около полутора тысяч сортов яблок. Уже «Домострой» различает яблоки кузьминские, можайские, наливные и простые. В зависимости от сроков созревания, сорта делят на летние, осенние и зимние. Одним из самых знаменитых зимних сортов является антоновка.

Издавна бытует афоризм: «Антоновка в русском садоводстве — что рожь в полеводстве». Название этого сорта связано с селом Антоновым, откуда он и произошел. Зимние сорта яблок, созревающие во второй половине сентября – начале октября, сохраняются свежими в течение зимы лучше всех других. Некоторые из них лежат до следующего урожая.

Известен на Руси и виноград — одно из древнейших культурных растений на земле. Библия упоминает, что Ной, спасшийся от всемирного потопа, насадил виноградник и приготовил вино. С виноградом неразрывно связана история Древнего Востока, Греции, Рима. Но особое значение приобрел виноград в христианстве.

Виноградная лоза символизирует Xриста. «Я есть истинная виноградная лоза», – сказал Он во время Тайной вечери (Ин.15,1). Ее ветви – символы учеников и последователей Христовых, а плоды – символы добрых дел, совершаемых христианами. Если ветвь не приносит доброго плода, то ее отсекают и бросают в огонь. Так же и люди – если не совершают добрых дел, то гибнут в геенне огненной.

Успенский постНе случайно излюбленным мотивом резьбы, украшающей иконостасы русских церквей, является виноградная лоза с созревшими гроздьями. Лишь виноградное вино претворяется на литургии в Кровь Христову. Вино используется также во время совершения таинства Венчания. Оно напоминает о том, как Иисус Христос превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, тем самым благословляя брак.

О винограде поется и в русских свадебных песнях. Есть упоминание, что уже в XI веке виноград начали разводить в монастырских хозяйствах Киева.

Россия богата фруктами и ягодами. Издавна здесь выращивали вишни и сливы, малину, облепиху, смородину, крыжовник. А великолепная лесная ягода! Всего и не перечесть. Из теплых южных стран завозили лимоны, абрикосы, персики… Соответственно богат и фруктовый русский стол.

Фрукты и овощи использовались для начинки в разнообразных пирогах. Приготовлялись фруктовые квас и мед. Русский фруктовый взвар – отвар из фруктов и ягод с добавлением меда, патоки, сахара – являлся прообразом современного компота. Порой такой взвар делали с пряностями – корицей, имбирем, мускатом. Хорошо известен и фруктовый кисель. Он происходит от ячменного и молочного киселя – старинного, питательного блюда, часто появлявшегося на русском столе. Постепенно в ячменный кисель начали добавлять ягоды, а потом он уже стал приготовляться из одних лишь ягод с добавлением крахмала.

Успение Пресвятой Богородицы 3

Начался Успенский пост

Успенский Пост 14 августа

Сайт - Семья и Вера