Церковные записки

Надо ли подавать за болящих по семь сорокоустов в разные монастыри, одновременно?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Некоторые священники советуют своим духовным чадам подавать за болящих по семь сорокоустов в разные монастыри одновременно. Какой в этом заложен смысл?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Сорокоуст — это литургическое поминовение человека на каждой Божественной литургии в течение определенного периода времени — месяц, сорок дней, год. И, конечно же, такого рода поминовение имеет великую силу, потому что Евхаристия, Бескровная Жертва — это высшее из поминовений и предстояний, которые совершаются в Церкви. Выше молебнов, выше иных каких-то особых богослужебных молитв.

Однако понимая это, мы должны понимать и то, что литургия, совершаемая на каждом отдельном престоле, в храме, в приходе, в монастыре, в кафедральном соборе, — это одна и та же литургия, которая служится во всей Вселенской Церкви. И в этом смысле семь литургий, параллельно заказанных в разных монастырях и в разных приходах, не могут в Жертве Христовой ничего увеличить. Точно так же, как если бы мы написали десять записок в одном храме с одним именем и подали бы их на одну службу, это не означало бы, что наше поминовение за данного человека будет в десять раз сильнее.

Если же последовательно, по окончании одного сорокоуста или по окончании одного поминовения, вновь подавать его, с тем чтобы череда церковного предстояния за того, о ком мы просим, о ком молимся, не прерывалась, то это, безусловно, дело доброе. И всегда у православных такой благочестивый обычай был, чтобы за человека не только его близкие, но и вся Церковь постоянно молилась, в особенности в период чрезвычайных обстоятельств.

Протоиерей Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов

Безусловно, из этого не следует, что необходимо отказываться от подачи поминовений при посещении святых мест и монастырей только из-за того, что где-то за этих же людей оно уже совершается. Потому что благоговея перед тем или иным угодником Божиим, перед той или иной святыней, перед чудотворной иконой Спасителя или Божией Матери и заказывая поминовение о наших близких не из суеверного желания, чтобы от чисто количественного умножения наших прошений возникло новое качество, а по любви и по доверию к этому святому, другу Божию, как предстателю за всех прибегающих к нему, конечно, такого рода поминовение, по мере нашей веры, принесет им пользу. И разумеется, сказанное о том, что надо избегать количественного подхода, не означает, что нужно идти путем умаления любви к святым или, в более широком смысле, к святыням и благоговения к ним.

То есть то, что литургия, совершаемая на каждом престоле, есть литургия всей Вселенской Церкви, не отменяет того, что святые в храмах, посвященных им, или связанные с этими местами своей жизнью, имеют здесь сугубое предстательство, и осуществляют попечения и о тех, кто тут подвизается, и о тех, кто тут молится.

Святой преподобный Сергий Радонежский обещал молитвенно во все времена быть неотступно с братией основанной им обители. И мы верим, молясь перед его мощами или на литургии в Троице-Сергиевой Лавре, что он молится здесь с нами сугубо, и по сравнению с другими местами это особо ощутительно.

Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», говорит, что Бог — «везде сый и вся исполняяй», тем не менее на земле есть места особого присутствия Божия — и прежде всего это храмы. Так и в данном случае: хотя, конечно же, святой достигает своим предстательством любую точку на земле, но храм, ему посвященный, место его подвига – есть место его особого присутствия и попечения. Поэтому, самое важное при поминовении ближних — не смутиться душой, ведь то, что исходит от любви и от благоговения, не может принести вреда».

Окончание

 Читайте также о том:  Что такое «записка» и какие они бывают?

Конец          << На главную страницу               Молитвы по соглашению >>