Мы должны держаться Евангельской правды
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Современная жизнь православного общества – это постоянное соприкосновение и, даже, смешение со светской жизнью 21-го века. Порой даже доходит до того, что грань между многими суждениями и точками зрения, – сливается, и выходит продукт некой “модной веры”.
Как быть нам, православным людям, чтобы не раствориться в сей моде, и не утратить истинного смысла жизни, – спасения бессмертной души?
– Нужно держаться Евангельской правды, – дает правильный ответ протоиерей Всеволод Чаплин.
Ниже мы размещаем статью отца Всеволода, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, который размышляет на тему: “Применение Евангельской правды в современной жизни 21-го века”.
Недавно во время дискуссии на телеканале «Спас» мне напомнили про феномен «православия-лайт», православия «гламурного», «глянцевого». В общем, модного, не выбивающегося из ряда трендов и брендов, популярных среди городских обывателей. Не тревожащего совесть, не вступающего в противоречие с житейскими установками «нормального» современного человека. Включенного в «мир сей» и боящегося чем-либо всерьез противоречить установкам его граждан — особенно тогда, когда те начинают мелко трястись за земную жизнь, имущество, здоровье, формальный, внешний «мир» и прочие «твердые ценности».
Полагаю, что вызов этого «православия» — не просто облегченного, а выхолощенного, оскопленного, лишенного соли земли — может стать для нас главным в ближайшие десятилетия, если только Господь не переломит ход истории так, что обо всяком глянце и гламуре люди забудут в одно мгновение.
Христианский идеал, конечно, прямо противоположен обывательскому. Прочтите Евангелие, и сразу это поймете. Назорейство, странничество, монашество, мученичество, христианское воинство, проповедь апостолов, равноапостольный подвиг христианских правителей, не побоявшихся переломить волю языческих толп, да и само Евангелие, начиная с Нагорной проповеди, — все это никак не помещается в рамки спокойной и сытой частной жизни, глобальной манипулятивной «демократии» или «самодовлеющего» рынка. В рамки общества, главная заявленная цель которого — торговать и потреблять.
Нас не просто пытаются приучить к жесткому набору установок этого общества. Мы часто слышим окрики: не поддерживайте и даже не пытайтесь накликать события, которые этот общественный уклад могут разрушить; не предлагайте спокойно и сытно живущему человеку ничего, что ему будет неприятно и непонятно; не напоминайте лишний раз о том, что земная жизнь ценна ровно настолько, насколько она подчинена цели достижения жизни вечной. Так открыто говорят многие представители медийной власти. Так тихо советуют некоторые экономические и политические властители. Но кроме возражения им — громкого или тихого — нам очень важно не забыть христианского идеала. Не дать размыть и заболтать его. Быть верными ему в слове и деле.
Ведь если человек проживает жизнь в духовной спячке, забывая Бога, полагаясь только на собственные силу, разум, власть, имущество, лучше было бы ему не родиться, и уж тем более лучше было бы ему пережить что-то, что эту ложную самоуверенность разрушит, даже если это будет страдание. Святой апостол Иаков пишет: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1:2-3). Далее у него же читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные» (Иак. 1:13-16).
Испытания — даже испытания страданием, болезнью, войной, лишением материальных благ, разрушением мирской «гармонии» — очень часто не есть зло, и именно потому они посылаются или попускаются Богом. Они прокладывают путь к настоящему благу — к мысли о спасении, к покаянию, к обращению, к перемене жизни. Бог не посылает человеку зла, но мы знаем из множества святоотеческих текстов, что он посылает или попускает такие испытания ради истинного блага.
Но бывают и искушения внутренние — та самая похоть, порождающая грех, за которым следует смерть, если не приносится покаяние. Вот такое внутреннее искушение самоуспокоившегося и «не нуждающегося» в Боге обывателя на самом деле страшнее, чем самые жестокие испытания, если они ведут к духовному плоду. Вот почему нам не надо впадать в панику при приближении испытаний или тогда, когда они уже приходят к нам. Вот почему нам нужно больше держаться Евангельской правды и правды святых, а не рассказов о том, как якобы весело и беззаботно жить христианину в окружении модных вещей, милых людей, приятных фраз, «успокоительного» искусства, всеобщей толерантности и прочего духовно расслабляющего болота — может быть, лишь с легкой приправой из воскресного благочестия, состоящего не столько из участия в литургии, сколько из приятного времяпрепровождения на приходе, из пустых разговоров и взаимных похвал.
Нет — наше настоящее призвание, наше истинное Отечество не там. Оно среди странников, пустынников, мучеников и воинов Христовых. Оно в преддверии того Царства, где пребывают святые и где «все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Источник: газета «Русь Державная» (№ 9, 2014).
Читайте также другие публикации:
О катехизации в современном мире
Как не навредить нашим близким на их пути к Богу?
Тимофей, я вижу,что Вы не раз уже пишите отзывы, это хорошо, общение между православными, диалоги, обсуждения, как говорится-в. Споре рождается истина.вот именно об этом я и хочу написать,не могу молчать, почему-то редактор или пропустил вашу статью , или не решился делать замечания. Да, те ,кто в вере, то в вере искренней, и такого человека видно, он и говорит по-другому, и одевается скромно,и дела и поступки его правильны и праведны, и на помощь он приходит чаще всего!!! Бескорыстно. Что об этом говорить-кто истинно верит, тот живёт во всем по другим канонам.
Но почему Вы вдруг решили тут написать про тех,кто хочет выделиться, выдать себя за верующего, прикрыться верой, считая, что если памятник помощнее и подороже и цепи на шее с крестом больше,чем у батюшки, то значит, он верит более искренне,чем остальные? Зачем эти слова, к кому они обращены? Непонятно, вы кого -то конкретно имеете в виду? Или просто вам захотелось это написать? Ведь понятно, что все это ,и цепи, и огромные монументы на могиле, и все,что вы перечислили-это напускное, и это не нужно ни покойному, ни нам,которые живут по другим канонам. Но мы не имеем право осуждать! А вот об этом вы на минуту забыли, если вы верит, искренне, как и положено, то обсуждать и осуждать нельзя,церковь этого не приемлет. Кто и как повесил себе крест,какого металла и какой величины-это его грех,его право и ему ответ держать перед Богом, но, поверьте, от того,что вы о нем, о них написали, они вас не послушают. Поэтому, извините, прошу прощения, что и сама лезу не в свои дела,но последний абзац ваш как-то некстати, и он может вызвать много негатива со стороны тех,кто его прочитает. Подумайте об этом.
Совет пишите лучше о себе, это и приятнее и достойно и веры поведения в вере.
Спасибо. И извините,если правда моя вам не понравилась, но судить других -ни мне-ни вам такого права не дано,на это есть судья свыше,вы согласны?
Тата, я понял, что Вы меня СПРАШИВАЕТЕ. А, стало быть, мне полагается ответить, хотя я и не особенно хотел раздувать тот маленький очажок, который и поместил-то почти в самом конце своего отзыва. Он, кстати – в тон самой статьи – про те самые “ценности мира сего”, увы, проникшие и в мир православия. Публичного осуждения конкретного человека, т.е. того, от чего нас предостерегает Православие, я не сделал, а вот обличение сего зла, которое самим ниспосланием нам Утешителя мы обязаны делать (и отчасти этим защищаться от агрессии зла) – я сделал именно это. На данном и множестве других правславных сайтов выявление, обличение, вскрытие и даже анатомическое препарирование вредоносных для человека зол, препятствующих Спасению – этого всего предостаточно. Да так и должно быть, ведь Православие – это религия Жизни, т.е. то, с чем мы должны идти и действовать на своём жизненном пути. А на нём ой, как много такого, от чего мы должны защититься сами и защищать других. И на это нам не только дано Право – это наша Обязанность.
И ещё малое добавление. Упомянутые кичливые излишества не только неуместны в нашей Вере, они являются прямой демонстрацией приверженности служению совершенно иным “святыням”, они лишь выполнены в виде символов и обрядов нашей Веры, а, стало быть – обман.
Пример? Посмотрите на памятник Великому православному – Полкооводцу А.Суворову. скромная плита, и надпись на ней всего-то “Здесь лежит Суворов”. А ведь он не чета наверное никому из тех, чьи каменные глыбищи и выспренные надписи располагаются неподалёку…
Про себя, я, Тата, тоже писал, в том числе и в своих комментариях.
Нисшествия Вам Духа Истины, сестра.
Как просто и верно написано. Действительно, независимо от уровня материального благополучия и социального статуса человека, если он действительно православный, а не “играющий в православие”, в его жизни непременно присутствует то, что зовётся подвигом. А для него самого это вовсе и не подвиг. На самом деле в его духовной “конструкции”, в его духовном мире проявляемые им самоограничения, дерзновения, аскетизм, долг – они ему ЕСТЕСТВЕННЫ. Они – ПРАВОСЛАВНЫ. И героизмом он это вовсе не считает, а вот иначе НЕ МОЖЕТ – потому что иначе – до выжигания противно, противно быль лжецом, свиньёй, предателем… дураком, в конце концов. И такой духовный образ человека НЕ МОЖЕТ быть не опёртым на всё то, что мы знаем по Евангелию.
Вот почему даже во времена гонений на Церковь, когда невозможно было встретить даже упоминания об этой Священной Книге, если всё же вдруг, по редчайшей случайности Оно попадало в руки, человек, прочтя лишь совсем немногое оттуда, всякий раз неизбежно чуть ли не перерождался, найдя вдруг себе опору и просветление, решающие ВСЕ его главные проблемы в жизни. И НИКОГДА, “по гроб жизни” он этой, тайной, спасительной встречи НЕ ЗАБУДЕТ.
А повесить крест подороже в центр вызывающего декольте, или цепищу в палец толщиной, или целый монумент на могиле ничтожного поставить, или заботливо отправляя все предписания, на самом деле постоянно участвовать в блудовстве и в пакостных делах… – это уже для очень многих СТАЛО тем, что они сами нагло считают Православием.
Непросто в жизни держаться Православия, но если оно настоящее, то “ноша сия легка” – потому что нет главного, самого тяжкого угнетения – угнетения души.