Уметь нести свой крест. Проповедь
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Истина не имеет срока годности и не нуждается в корректировке под текущее время. Истина, она незыблема, и для всех времен – одна. Поэтому, проповеди великих святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Афанасия Великого и других святых – остаются актуальными по сегодняшний день.
Но слово Божие доноситься к нам, в 21 век, не только с древних времен христианства, но также летит и с прошлого 20-го века! Священномученик Иларион Верейский, митрополит Вениамин (Федченков), святитель Лука Крымский и другие учители Церкви дают нам необходимые наставления в Истине: как жить по Евангелию.
Ниже мы размещаем назидательную проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского, которую он произнес в далеком 1945 году, 30 сентября, на второй день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее (Мк. 8, 35).
Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, во многих могут вызвать недоумение. Ведь мы желаем спасти свою душу, а Господь говорит, что если мы будем к этому стремиться, то погубим ее, и для того, чтобы спасти душу, нужно погубить ее, — погубить ради Самого Господа Иисуса Христа и Евангелия.
Что же это значит? Как это понять?
Конечно, в словах Христа не может быть ничего противоречивого. Нужно уметь правильно их понимать. И вот какой ответ на это недоумение дает нам Сам Господь: Кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя и возьмет крест свой и за Мною идет (Мф. 16, 24). Вот если это исполним, то душу свою спасем.
Что же нужно для того, чтобы исполнить эти слова Христовы? Что значит отвергнуться себя?
Отвергнуться себя — это значит совершенно отказаться от своего понимания путей жизни, от того, к чему мы стремимся по велениям своего сердца, всецело отказаться от своей воли, от своего разума. Есть ли в этом что-нибудь странное, неисполнимое? Конечно, нет.
Когда ученик учится у мастера ремеслу, то он должен всецело руководствоваться указаниями мастера, он не смеет выдумывать ничего своего, никаких своих способов работы. Он должен беспрекословно повиноваться мастеру, исполнять все его указания и работать так, как велит мастер, не делая отступления от указаний.
Так и мы должны стать послушными Господу Иисусу Христу, и послушными до конца, послушными до смерти.
Это очень просто. Нужно только сосредоточиться, и углубить свой духовный взор, и хорошенько, честно вглядеться в тайники своей души. И тогда каждый грешник увидит, что там творится. Там тьма, там кишат змеи — змеи лжи, блуда, зависти, гордости, чревоугодия, воровства, даже убийства. И нет им числа.
Разве мы не ненавидим змей, не остерегаемся их? Разве мы будем любить змей, которые гнездятся в нашем сердце? Мы должны возненавидеть их, должны возненавидеть душу свою, если в ней кишат змеи. В нас мало того, что заслуживает любви. Во всяком грешнике много того, что заслуживает ненависти. И нужно возгореться этой ненавистью. Если на ваших плечах вдруг окажется смрадное грязное рубище, разве вы не стряхнете его, не затопчете ногами? А если грешный человек вглядится в свою душу, то он увидит, что одеяние его души подобно этому смрадному рубищу. И ему станет отвратительно, противно, он возненавидит это рубище, он возненавидит душу свою, которая так безобразно одета.
Видите, нет ничего страшного в этом требовании Христовом о том, чтобы желающий идти с Ним возненавидел свою душу. Нужно возненавидеть свою гордость, самомнение, которые велят нам строить свою жизнь по-своему, ставить в жизни свои собственные цели, строить планы. Нужно все это отстранить, разорвать эту пыльную паутину, со всем распрощаться. Нужно отвергнуться своей воли, своих планов, своего разума и смиренно преклонить выю под легкий ярем Христа. Нужно Господу Иисусу Христу протянуть трепещущую руку и к Нему воззвать: “Господи! Не буду идти своим путем. За Тобой пойду, Ты меня веди!”
Нужно до конца и безусловно подчиниться воле Христовой. Только тогда станет для нас возможным шествие за Христом. Если Господь ведет нас туда, куда шел Сам, если Господь требует от нас, чтобы мы взяли свой крест и шли за Ним, то куда мы пойдем?
Если на нас возложен крест, то, конечно, мы пойдем не на веселье, не на празднество, а туда, куда должны идти преступники, несущие свой крест. Мы должны идти вслед за Иисусом Христом на Голгофу, до конца, даже до смерти.
Какой же смерти требует от нас Господь? Физической ли смерти на кресте, которую Сам Он претерпел? Нет, он требует другого. Он требует, чтобы мы были послушны, смиренны, чтобы мы подражали Ему, умалившему Себя: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как Человек; смирил Себя даже до смерти и смерти крестной (Флп. 2; 6—8). Как Он был послушен Отцу Своему, так и мы до конца должны быть послушны Ему.
Он ведет нас на смерть, но не такую, от которой должно трепетать наше сердце. Он требует от нас, чтобы мы исполнили слова: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Он требует, чтобы мы распяли на кресте и умертвили нашу плоть, наши страсти. Он требует, чтобы мы распяли на кресте свои грехи, как Он пригвоздил грехи всего мира к Кресту Своему. Он требует, чтобы мы не тело наше пригвоздили ко кресту, а чтобы распяли ветхого человека, живущего не по заветам Его, а так, как велит жить мир. Он требует, чтобы этого ветхого человека, который находится во власти диавола, мы возненавидели, чтобы сбросили его, как грязную, ветхую одежду и начали бы новую жизнь, жизнь возрожденного человека, чтобы мы спасли свою бессмертную душу, предназначенную для общения с Богом.
И это мы должны исполнить, ибо иначе, не может сердце наше очиститься, не может в нем засиять свет Христов. Для того, чтобы засияло солнце, должна рассеяться ночная тьма. Для того, чтобы был чистый воздух в жилище, оно должно быть очищено от всякой грязи. Так и мы если не отвергнемся всей скверны, если не распнем на кресте нашу плоть, истлевающую в похотях, как мы можемидти за Христом? Это совершенно необходимое условие.
Но если мы начнем это великое дело, то нам предстоит тяжелая и продолжительная борьба, ибо тот ветхий человек, которого мы свергли и распяли, — это лютый зверь. И чем больше мы будем его бить и распинать, тем яростнее он будет огрызаться. Он опасен для нас, он никогда не оставит нас в покое. И нам предстоит борьба с этим зверем до конца нашей жизни.
Из житий святых мы знаем, что все они до конца дней своих вели бесконечную борьбу со своим ветхим человеком, которого они распинали на кресте.
И такая борьба предстоит каждому из тех, кто решил исполнить слова Христовы и отвергнуть себя. Его ждет долгий, тяжелый, тернистый путь, без остановок, ибо остановиться в духовной жизни — это значит пойти назад, потерять все то доброе и святое, что было приобретено. Надо спешить, надо неуклонно, неустанно идти вперед.
Кто был выше св. ап. Павла, который был восхищен до третьего неба и видел блаженство праведных, кто может сравниться с ним в его решимости распять плоть свою, кто смеет сказать, как он: Уже не я живу, а живет во мне Христос, для меня весь мир распят на кресте (Гал. 2, 20). И вот посмотрите, что говорит этот великий человек: Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели (Флп. 3, 13). Он стремится вперед, спешит, ибо перед ним великая, святая и чрезвычайно трудно достижимая цель. Нам ли не спешить, нам ли не бежать, если изберем тот путь, которым он шел и который указан Господом Иисусом Христом! Вот что значит отвергнуться себя и идти вслед за Христом.
А что значит взять крест свой, — ибо Господь говорит, что каждый из нас должен взять свой крест? Какие у нас кресты? Кресты бывают разные у разных людей, ибо для каждого Богом приготовлен свой крест. Очень важно, чтобы мы поняли, что такое наш крест. Очень важно, чтобы мы взяли именно тот крест, который предложен нам Богом. Очень опасно самим себе сочинять кресты, а это бывает нередко.
Какие кресты уготованы для большинства из нас? Кресты простые, не такие, какие несли мученики, не такие, какие до конца жизни несли подвижники в пустыне. Наша жизнь, жизнь всех людей, есть горе, печаль и страдание, и все эти горести, печали и страдания нашей мирской, общественной и семейной жизни и составляют наш крест. Разве мало причиняют страданий неудачная женитьба, неудачный выбор профессии, тяжкие болезни, унижение, бесчестие, лишение имущества, клеветы, нас преследующие? Все злое, что творят нам люди, ревность супружеская, — разве это не крест наш?
Такие страдания несут и обязаны нести все люди, хотя они этого вовсе не хотят. Люди, ненавидящие Христа, люди, отвергающие путь Христов, все равно страдают, но ропщут и не хотят нести крест.
В чем же разница между ними и теми христианами, которые покорно несут свой крест?
Разница в том, что христиане несут его покорно, в том, что они не хулят Бога, а смиренно, склонив свою голову, несут до конца своей жизни тяжелый Крест, идя вслед за Господом Иисусом Христом, несут его ради Него и Евангелия, несут его из горячей любви ко Христу, потому что ум их и все желания пленены евангельским учением.
Для того, чтобы исполнить это учение, чтобы идти по пути Христову, должно покорно и неустанно нести свой крест, не проклиная его, а благословляя, исполняя завет Христов, отвергаясь себя, и идя за Христом по узкому пути, который ведет в царствие небесное. А мы все хотим, чтобы жизненный путь был широким, просторным, без всяких терний, грязи, камней и рвов, чтобы он был усыпанцветами. Но Господь указывает нам иной путь — путь страданий.
Нам надо знать, что на этом пути, как бы он ни был тяжел, — если мы всем сердцем обратимся ко Христу, — Он Сам удивительно будет помогать нам; Он будет поддерживать нас, когда мы будем падать, подкреплять, ободрять и утешать нас. И тогда поймем мы слова св. апостола Павла о том, что кратковременное, легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (II Кор. 4, 17), тогда эти страдания нашей краткой жизни будут для нас легкими страданиями.
Когда мы пройдем этот путь, который только в начале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем укрепляющую нас Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой, зная, что этим откроется для нас вход в царство небесное.
Да сподобит всех Господь наш Иисус Христос вечной, славной, бесконечной жизни с Ним, с Его Отцом и Духом Святым и со всем сонмом святых Ангелов. Аминь.
30 сентября 1945 г.
Читайте следующие интересные публикации:
У КРЕСТА. Стихи о. Николая Гурьянова
“Что ваш крест со мной сделает?!”. Рассказ
<< На главную страницу Духовное чтение >>
Помогите,очень нуждаюсь в совете батюшки. На днях была в Храме с сыном, мальчик -отрок,болящий,заболевание пожизненное,на таблетках всю жизнь жить,кроме того, есть и другие заболевания. Вообще,ребёнок на инвалидности. Я,правда, не знаю,куда написать, и кто мне ответит, очень хотелось бы,чтобы, если ответ будет, то не на сайте, а на личную почту.
Теперь о главном,меня это встревожило очень. Мы были в воскресенье, светлый праздник воздвижения креста господня, в нашем храме,что при районе, просто я не могу пока далеко от дома ездить.но это другой вопрос. Дом бога’-он един,здесь ли,в районе или где-то дальше. Суть -в вере. Крестили на одной из половин храма детишек, храм небольшой,новый, вторая половина была для прихожан,поставить свечи,помолиться. Мы поставили свечи, и за здравие, и за упокой, положили на канон, положили посильную сумму на развитие храма-нет росписи,одна штукатурка внутри. Я все сделала, честно, ничего не пожалев, и решила немного посидеть, послушать,как крестят детишек-они были отгорожены ширмой. Но послушать можно было, вспомнила,как крестили моего сына. Ностальгия. Тут ко мне подошла женщина, вышла из той толпы,где крестят, может, их очередь ещё не подошла, или просто из тех,кому интересно посмотреть. Разговорились о храме-что нужна спонсорская помощь, уже то,что храм в районе есть, это хорошо, но вот что он очень оголен, -надо украшать храм, как говорится с мира по нитке… Но на нужды храма как-то мало подают,… Вообще,разговорились и НЕОЖИДАННО ОНА СПРАШИВАЕТ, А КАК ЗОВУТ МОЕГО СЫНА, Я ЕЙ ОТВЕЧАЮ, ЧТО НАЗВАЛА ЕГО ВИТАЛИЕМ, ВИТА-ПО ЛАТЫНИ-ЖИЗНЬ. И вдруг она прямо в лице переменилась-зачем же вы так назвали? Все Италии, они такие невезучие, проблемные, болезненные, и таких имён мало-не хотят мальчиков ВИТАЛИЯМИ НАЗЗЫВАТЬ. ВСЕ ЭТО ОНА МНЕ ГОВОРИТ, А МНЕ ЧУТЬ ЛИ НЕ ПЛОХО, почему вы так говорите, зачем? А сама думаю, а ведь сын действительно родился с малым весом, с гипоксией-кислородной недостаточностью, трудно было с ним с момента рождения, да и сейчас я все время держу контроль по его здоровью. Может,она и права? А она продолжает,что когда-то у них родился то ли племянник, то ли кто, и они тоже его надумали крестить, и дали имя Виктор, Витя, всем родным очень понравилось,пришли в храм с Витей -младенцем, а батюшка стал крестить и при крещении дал их Вите имя, второе, Виталий, вероятно, опираясь на церковный календарь. И они как только услышали это,запротестовали,нет и нет, только Витя. Вообще, я уже ничего не соображала, думала о своём,но конец фразы ещё услышала,что не стал тот их племянник носить имя Виталий, или они батюшку упросили, или потом он сменил имя, но он остался Витей, и так Витей и живёт до сих пор,. Поговорила та женщина и пошла туда,где крестят,а я сижу, и не знаю,что и делать. Я ходила,носила сына, выбирала ему имя, выбрала Виталий, мне оно понравилось, правда тут есть нюанс-моего сына крестили тем же именем, Виталий, не давая второго, и в свидетельстве второго имени нет,но так как мать при крещении немного в стороне, а всю ответственность берет на себя крестный, то он вообще почему-то этим вопросом не заинтересовался. Я потом долго думала, спрашивала везде, но к единому мненинию не пришла. Кстати, где-то,в какой-то рубрике, я подробно это описала и задала батюшке вопрос, но ответа не получила, и по рубрика посмотрела, нигде нет даже моего заданного вопроса.
А сейчас ,видите,прямо череда событий, и все вокруг имени. И почему она так сказала? Она меня очень расстроила, плохое имя, приносящее беды и несчастья, как самому носителю имени, так и его окружению. Эти слова как нож в сердце, а я ведь мать его, и он мой сын, и ,главное,что действительно, мальчик с рождения болезненный, и до сих пор, отрок ещё, но я не опускаю руки-моя жизнь-поднять его на ноги, социализировать в обществе, подлечить, дать возможность жить как все, не сравнивая себя с другими-плох или хорош, и,конечно, в вере, без неё никуда. Батюшка, я не знаю, кто из Вас сможет будет ли мне отвечать. Но мне больно, горестно, и я не поняла, почему она ко мне подошла и зачем ей нужно было эти гадкие слова мне сказать. Может,я чего не понимаю.?
Помогите советом.
Здравствуйте!
Если ответить кратко: Никогда еще в Православной Церкви не было случая, чтобы имя, данное при крещении, приносило какой-то вред. Наоборот, лишь великую пользу!
Перед началом Таинства Крещения, священник нарекает человека (младенца) именем какого-либо святого. В вашем случае в честь мученика Виталия, который является Небесным покровителем вашего ребенка. Любое имя православного человека, это святое имя. Святые отцы довольно часто спрашивали незнакомцев: как ваше святое имя?
Эта женщина, которая сказала вам ересь и суеверные мысли, далека сердцем от Бога и чистой веры. Её слова нужно выкинуть из головы, как искушение!
То, что Ваш ребенок болеет, это дело не в святом имени, а совсем по другим причинам. Чтобы ребенок не болел, его нужно рожать в венчанном браке. Также, нужно жить церковной жизнью. Часто причащать ребенка. Ходить в храм на службы. И такой ребенок будет защищен Богом от всех болезней.
Если же мать ребенка, будучи в положении, не ходила в храм, не причащалась, не жила церковной жизнью, не читала ежедневные молитвы, то она может родить больное дитя. Также, ребенок может заболеть серьезными заболеваниями, если его не причащать хотя бы раз в 2-3 недели.
Бывает, что нет Храма в районе, но нужно поехать в другой район, и хотябы раз в месяц причащать ребенка, и причащаться матери. Это залог здоровья.
Мир Вам и Божие благословение!