Какие грехи совершает человек языком?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Какой грех словом – является самым страшным? Чем страшен и опасен грех клятвопреступления? К каким страшным грехам и последствиям может привести несдержанность нашего языка? Что такое – проклятие, клевета, осуждение, ложь и притворство, пошлые шутки и скверная брань, пустословие и так далее и как бороться с грехами языка?
Архимандрит Рафаил (Карелин) дает ясное и подробное описание грехов, соделанных языком и важные духовные советы борьбы со страстью многословия:
«Язык подобен пламени, которое кажется малым, но при неосторожном обращении с ним, может обратить в пепелище целый город. Язык подобен малому рулю корабля: он невидим в воде, но неправильный поворот его дает кораблю ложное направление, и чем дальше плывет корабль, тем больше удаляется от цели.
Человек назван словесным существом; через слово он обращает в молитве душу к Богу, через слово общается с людьми, через слово приобретает знания, и в то же время неосторожное обращение со словом, распущенность языка, ввергает душу человека во множество грехов. Едва ли не половина всех грехов, которые совершает человек, происходит из-за злоупотребления великим даром Божиим – словом. Можно сказать, что во власти языка жизнь и смерть нашей души.
Самый страшный грех словом – клятвопреступление. Когда человек клянется ложно, особенно именем Божиим, и призывает Бога в свидетели своих слов, он как бы отдает в заклад свою собственную душу. Он подвергает себя суду Божию как в вечности, так и здесь, на земле.
Поэтому грех клятвопреступления называется вопиющим грехом: как пролитая человеческая кровь, так и он вопиет к небесам об отмщении. Клятвопреступник продает свою душу демону, печать Иуды невидимо лежит на его устах. Тот, кто отрекается от Бога – клятвопреступник: он отрекся от обетов крещения, отрекся от благодати Божией, которую получил в Таинствах Церкви. Он потерял имя христианина.
Есть и другой вид отречения от Бога – отречение от монашеских обетов. Монах, живущий в блуде – постоянный клятвопреступник; по церковным правилам, если такой человек умрет без покаяния и возвращения к монашеской жизни, то его нельзя даже хоронить по-христиански. Особенно страшно, когда такой человек является священнослужителем и совершает литургию: в каждом молитвенном возгласе он как бы произносит самому себе анафему. По откровению, которое было преподобному Макарию Египетскому, души таких людей идут в самую глубину ада.
Второй грех – это проклятие, которое человек произносит в состоянии гнева или обиды, иногда даже по отношению к близким ему людям. Проклинать человека, значит желать ему наказания на земле и погибели в вечности.
Особенно страшно проклятие священнослужителей, а затем – родителей по отношению к детям. Незаслуженное проклятие обращается против того, кто его произносит, а заслуженное омрачает и без того тяжелую жизнь навлекшего его на себя человека, оно как бы въедается в его кости, и он повсюду носит его с собой.
Проклятие – это грех против евангельской заповеди: «любите врагов ваших», против слов апостола: «благословляйте, а не проклинайте». Часто сам проклявший другого человека горько раскаивается в том, что он сделал, но слово уже произнесено, адское пламя вырвалось из его уст.
Третий грех словом – это клевета, умышленная ложь, посредством которой мы хотим опорочить другого человека, сети, которые мы расставляем ему. В Священном Писании падший ангел именуется диаволом, то есть клеветником. Кто клевещет, кто плетет интриги, кто старается очернить другого человека, тот становится одного духа с диаволом. Клевета – вид человекоубийства через слово.
Четвертый грех – осуждение. Господь сказал: «У Меня отмщение и воздаяние», а человек берется судить других вместо Бога. Каждое осуждение содержит в себе ложь, хотя бы оно и казалось внешне правдоподобным. Ведь Господь будет судить человека не только по его делам, но и по состоянию его сердца, а глубина чужого сердца закрыта для нас, поэтому осуждающий своего брата – слепой судья. Господь сказал: «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
Значит, человек, осуждающий других, на самом деле осуждает себя. Он как бы требует у Бога наказания за свои грехи; осудить – значит не простить, а не простить – самому остаться непрощенным. Надо сказать, что четкой грани между клеветой и осуждением не существует и злоязычный человек почти всегда оказывается клеветником.
Пятый вид греха – это ложь и притворство. В молитве Господней диавол назван лукавым, второе имя диавола – лжец. Господь сказал о Себе, что Его имя – Истина и тот, кто от истины, услышит Его голос. Здесь мы находимся как бы между двух полюсов: истина ведет ко Христу, ложь – к сатане.
Современный человек разучился быть самим собой. Он постоянно надевает на себя маски, постоянно играет и лжет. В наше время ложь стала каким-то всеобъемлющим, универсальным грехом. Человек перестал верить другому человеку, в этом заключается одна из причин, почему так тяжело живется в современном мире; ложью человек умертвил свое сердце и угасил любовь.
Ложь делает молитву немощной: на небе слышен только голос сердца, а сердце – закрылось для молитвенных слов. Тот, кто сознательно лжет человеку, будет невольно лгать Богу. Ложь наполняет голову целой тучей помыслов. Человек скрывает ложь другой ложью. Один из видов лжи перед Богом – это самооправдание. Святые отцы сказали: «Если к грехам прибавится еще лицемерие, то душа остается неисцеленной».
Шестой вид греха словом – это пошлые шутки и скверная брань. В этом случае человек своими словами распространяет вокруг себя духовный смрад; он похож на заряженную грязью бомбу, которая взрывается при малейшем прикосновении к ней и через слух сквернит души других людей; особенно же гнусна брань с упоминанием святыни или кощунственные шутки. Этот грех чаще всего бывает наказан здесь, на земле.
Мы говорили о кощунственных шутках, но всякая шутка и насмешка также сродни кощунству. Шутник – младший брат сквернослова: человек – образ Божий, а в шутках этот образ является искривленным и обезображенным. Шутка – проявление души неблагоговейной и похотливой.
Следующий вид греха словом – пустословие, навык говорить о ненужном и пустом, наполнять свою и чужую память случайным хламом. Пустословие – это желание говорить, переходящее в привычку. Если пустослов не выговорится, то чувствует себя больным и разбитым, точно алкоголик без вина.
Пустословие удаляет благодать Божию. Пустослов становится бременем для окружающих, поэтому нам надо учиться великой науке – молчанию. Пустослов – враг своей души и вор чужого времени. К пустословию примыкает и многословие, но все-таки некоторым образом отличается от него.
Многословный человек может говорить о нужном и полезном, но при этом он употребляет такое обилие слов, в котором вовсе нет необходимости. Многословный не может отделить главного от второстепенного; кажется, что он сидит на арбе, которая идет настолько медленно, что не знаешь, когда же она доедет, куда ей следует.
Беседа с таким человеком оставляет чувство разбитости и утомления, внимание притупляется, и постепенно перестаешь даже понимать, о чем он тебе говорит. Многословие – это одновременно гордость, любящая самовыражаться, и отсутствие культуры мышления. К этому прибавляется также отсутствие уважения к собеседнику, у которого не спрашивают, хочет ли он слушать или же не знает, как выбраться на берег из этого потока слов.
С кем особенно необходимо стараться не быть многословным? Во-первых, с человеком старше тебя по возрасту; во-вторых, с тем, кто лучше тебя знает дело, о котором ты говоришь, и понимает с полуслова; в-третьих, с монахом, который по чину своему должен заниматься внутренней молитвой, причем каждое лишнее слово мешает его внутреннему деланию; в-четвертых, с врагом, который хочет поймать тебя на слове, чтобы опорочить; в-пятых, с больным, которого ты пришел проведать; в-шестых, с человеком, у которого мало времени и расписана каждая минута; в-седьмых, с тем, кто беспрерывно перебивает тебя, смотрит во время разговора по сторонам и чаще всего на часы, кто отвечает невпопад (верный признак, что ты наскучил и человек не слушает тебя), кто в твоем присутствии сердится на жену и детей или грубо прогоняет кошку, которая, ласкаясь, трется о его ноги, кто, слушая тебя, закрывает глаза (это значит, что его от твоих слов уже клонит в дремоту. Ведь при интересном разговоре у собеседника глаза раскрыты широко и устремлены в твою сторону). И даже если всего вышеназванного нет, все равно – лучше не многословить.
Не следует говорить о том, чего ты не знаешь, в чем ты не уверен, что связано с духовным вредом для слушающих тебя. Нужно говорить о том, в чем ты сведущ, что полезно для других, и при этом говорить кратко. Лучше, если у людей появится желание, чтобы ты говорил еще, чем желание, чтобы ты скорее замолчал. Даже в добром следует соблюдать меру. По слову Премудрого: «нашел ты мед,– ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его».
Читайте также другие публикации:
<< На главную страницу Духовное чтение >>
Если невольно, вот сорвалось слово,не содержался, и сказал человеку чудовищные слова, скажите, как , перед какой иконой надо отмаливать свою ,,оплошность,,.
Просто,посчитав все эти отзывы, я , да, может и другие, подумал,что мы иногда,не подумав,что-то скажем,хорошо,если Бог простит,помилует и не даст развиться событиям, а если получится так,что слово ранит,и ранит болезнью, горем,несчастьем, век же себе не простишь,
Батюшки в храме просят исповедоваться,а разве одна исповедь,что я сильно обидел,унизил, оскорбил или пожелал в дорогу человеку неприятностей разве одна исповедь может все исправить? Мне кажется,надо долго потом исправлять все то,что натворил, . моно ли попросить,как потом просить в храме прощения и как это сделать,чтобы негативные события у другого человека не проявились? Помогите советом, пожалуйста.очень надеюсь на ответ.
И
Ещё вопрос, а можно ли заочно исповедаться отцу Димитрию, на сайте, но в личном письме, то есть, я напишу все,как есть, но это не будет напечатано для всех?
Здравствуйте!
Если человек совершил какой-либо грех, он должен встать пред иконой Господа Иисуса Христа, и от всей души попросить у него прощенье. А затем, этот грех нужно сказать священнику на Исповеди.
Именно, только Исповедь может исправить человека. И не заочная, а очная.
Отец Димитрий не принимает заочных исповедей. Вы должны прийти в храм, и поисповедаться в своих грехах.
А за человека, которого Вы обидели, нужно молиться.
Храни Вас Бог!
А слышали ли вы когда-нубудь выражение ,,язык-враг мой,,? То есть человек осознанно понимает,что он не может содержаться и ,,лепит,,.говоря совсем не православным языком,но слово сюда уж больно подходит, все что ни попадя,не задумываясь,что приносит частенько беду и горе тому,кому что-то ,,сообщил,,
Вообще, болтуны-это не православие, трепаться, болтать,перешептываться, осуждать- все это почти слова одного значения, а что сказано в 10 заповедях Моисея- не суди, да не судим будешь. И это,мне думается, напрямую с языком и его использованием, связано.
Хотя,прав Тимофей, язык,как средство речи, добрым словом может и вылечить, и дать надежду, и окрылить. Но все-таки, в последнее время люди чаще стали пользоваться гласностью, тем,что дали право говорить, но это не каждый понимает как это нужно делать, где это применимо, а где нет, недаром же, одно слово может и казнить и помиловать, помните, было такое выражение? Там все зависело от постановки ударения.
А вообще,великий русский язык ДАЛЯ, язык ПРАВОСЛАВИЯ насколько красив! Православный человек должен меньше говорить, больше думать,тогда и всем его окружающим будет хорошо, да и про добрые дела не забывать.
Про язык можно писать бесконечно,
Скажите, редакторы сайта, а может есть и такая ИКОНА,КОТОРАЯ ОТВЕЧАЕТ НА ЭТИ ВОПРОСЫ? ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ,ЕСЛИ ОН ,,ОШИБСЯ,,,,,ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ,,. И Т.Д. МНЕ НА УМ ПРИХОДИТ ИКОНА ,КСТАТИ ,ОДНА ИЗ МОИХ ЛЮБИМЫХ И ПОЧИТАЕМЫХ, ИКОНА ,,НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ,, ВЕРНЫ ЛИ МОИ МЫСЛИ? ХОТЕЛОСЬ БЫ НА ЭТУ ТЕМУ ПОГОВОРИТЬ, МОЖЕТ БЫТЬ,КТО ПОДКЛЮЧИТЬСЯ К РАЗГОВОРУ ИЗ РЕДАКЦИИ ,ИЛИ ПРОСТО ПРАВОСЛАВНЫЕ?
Здравствуйте, Олег! Как говорится, обеими руками поддерживаю Ваше высказывание что нужно побольше думать, а поменьше болтать. Сколько участвую на этом сайте, так или иначе провожу именно эту линию. Очень многие под покровом Веры клянут разум и мысль, ссылаясь даже на известное речение “Ум – лукав”. Нет, это глупый, не по остальным силам ум таков. А на самом деле ум – один из величайших Даров Творца нам. И мы ОБЯЗАНЫ задействовать его как следует, в гармонии развивая остальное в себе, в частности, зоркость.
И неспроста к Рождеству Спасителя многожды поются слова “Рождество Твое, Христе, Боже наш, воссия мирови свет РАЗУМА”! Увы, глупцы куда чаще разумных людей прут со своими суждениями и словесами, нанося много вреда – часто сами даже того не осознавая. Вот уж, “нищие духом” – не ведают что творят.
Ах, злые языки страшнее пистолета”. – А.С.Грибоедов.
“Язык мой – враг мой”, – русская народная пословица.
Но словом можно и исцелить, и на правый путь поставить, и самому укрепиться, даже Господа призвать.
Так что человеку следует владеть словом, а в ещё большей мере – собою.
Да,язык человеку дан не только для участия в пищеварении, но и в использовании разговорной речи, но человек стал забывать пословицу, можеб быть,она и не православная, но всем известна,,слово-не соловей,вытетит-не поймаешь,,. Меня родная сестра своим языком довела до болезни, я второй год не могу выкарабкаться, а всего лишь, 52 летняя женщина,ей столько лет, мне на два года меньше, как-то сгоряча сказала мне, что сто лет бы меня не видела и ВООБЩЕ Я ДЛЯ НЕЕ УМЕРЛА!!!
ССАМОЕ ГЛАВНОЕ,ЧТО СЛОВА ОКАЗАЛИСЬ В НУЖНЫЙ ДЕНЬ,ЧАС И МОМНТ, ОНА ЭТО ПРОИЗНЕСЛА, МЫ КОНЕЧНО,РАССТАЛИСЬ зачем же я буду общаться с таким человеком,кто желает мне смерти. Я потом писала на сайт, задавала батюшке вопрос,как мне быть, и как мне жить, недуг мучает второй год, я уже забыла про неё,сестру,но батюшка советует МОЛИТЬСЯ О НЕЙа вы знаете,как это трудно-молиться о человеке,кто пожелал тебе смерти, и из лап смерти меня и вытаскивали потом врачи, вроде все болит,все органы отказали, а причины они найти для диагноза не могут,
Тимофей.я часто вижу Вас на сайте, Вам тоже интересно, что здесь происходит, скажите,если Вам не трудно, вернее,подкажите мне, а какова Ваша точка зрения? Как мне надо поступить? Да,слова священника не обсуждаются, их надо выполнять, но вот как справиться с собой, со своей душой, обидой, да и тем,что сказанное слово,невпопад, со злости, повлекло за собой такой длительный-второй год уже ,и непроходящий недуг. Вы интересный человек, Вы можете мне что-нибудь сказать?
Здравствуйте, Татьяна. Всей душою хотел бы Вам помочь, но сам, увы, не обладаю такою молитвенной силой чтобы призвать добавочный, необходимый Вам поток Благодати для исцеления. При этом полагаю, что и Вам самой усиленными молитвами за столь враждебную душу и натуру от того искажающего следа не избавиться. Вам, думаю, следовало бы укрепиться у мощного источника Благодати прямым обращением к нему. Из личного опыта скажу, что НАДО посетить паломническое прикосновение к святым вроде И.Кронштадтского или Ксении, или посетить такое святое место как Валаамский монастырь, или обратиться к священнику или старцу, известному в народе своей способностью оказывать действенную помощь (не каждый священник обладает этим даром в необходимой иной раз мере).
При этом очень большую роль играет и собственное духовное усилие, поэтому, попросту говоря, не зацикливайтесь ни на своих болячках, ни, тем более, на их источнике, а вдохните разлитого повсюду чистого целительного духа, этой Благодати от Господа, и сделайте усилие быть радостной и лёгкой.
Много легче Вам станет, если вспомните как много есть людей, мучимых и страдающих, которым в отличие от Вас уже ничто помочь не может… Да Ваши дела по сравнению с ними – цветочки. А они-то всё равно живут, и борются, а Вы что? А если бы Вам пришлось помогать им – тогда и силы у Вас нашлись бы…
Вот в таком духе и работайте над собой. Но повторяю, это мои доморощенные советы, основанные более всего на своём, частном жизненном опыте.
К этому добавлю известный казачий принцип в отношении всяких телесных повреждений – забыть о них: “Не трогать, не смотреть, не думать” – (а продолжать бой). (Так, кстати, однажды и Суворов спасся от уже почти неминуемой смерти, будучи оглушён и ранен взрывом. Но когда вбежал кто-то, сообщив, что беда, Суворов, движимый силою Долга, забыв о постигшей его немощи, рванулся к солдатам и, забыв о болях и повреждениях, личным примером увлёк за собою своих бойцов. И вдохнув в них свою доблесть, обеспечил победу и в том, чуть не ставшим роковым для его войска сражении. Вот что такое забыть о своих бедах!)
Простите мою самонадеянность, но раз обратились ко мне – делаю что могу.
Крепости духа, энергии и радости Вам. И скорого выздоровления. Оно наверняка так и будет!