Подавая нищему – мы подаем Самому Христу
Добрый день, дорогие наши посетители!
Дети, любя своих родителей, стараются угодить им и сделать для них приятное. Как? Своим хорошим поведением, хорошими оценками в школе, поделкой собственного изготовления. И мы, взрослые, хотим угодить Создателю нашему, показав Ему наше доброе и отзывчивое сердце, сделать доброе дело для Его создания. Все мы с вами знаем, что нищий, просящий нашей помощи – это Сам Господь, стучащийся в наше сердце, желающий пробудить нашу душу ко спасению.
Господь сказал: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25, 31-46).
Предлагаем Вашему вниманию поучительную притчу о пользе милостыни и Божием благословении милостивым сердцем:
«В горе Аскалоне был один благочестивый муж проводивший все время в делах благотворения. Он раздавал милостыни по монахам и бедным, кормил странных иноков и других пришельцев, и дом его был пристанищем для всех бесприютных.
Однажды, когда по обычаю его нужно было ему посылать подаяния в бедные монастыри, случилась ему нужда в деньгах, и он, не зная, где бы мог достать их, сидел скорбя.
Вдруг является к нему в дом благолепный старец и спрашивает: “О чем скорбишь?” – “Да о грехах моих,” – по обыкновению отвечал милостивый. “Нет, не о грехах, – продолжил старец, – а о том, что не знаешь, где найти денег. Но Бог заботится о тебе. Вот тебе триста златниц и столько же сребреников. Пошли их по твоему обычаю.”
Взяв деньги, милостивец пошёл чтобы убрать их, но, лишь только он вышел, старец сделался невидим. Возвратившись и не видя старца, хозяин дома с гневом начал выговаривать семейным и привратнику, зачем отпустили старца до его возвращения. Но все с клятвою уверяли, что никого у них в доме не было и никакого старца они не видали.
Милостивый муж понял тогда, что золото послано ему свыше, и с тех пор сделался еще милостивее и раздал уже все имение свое нищим.
Когда он жил в бедности, однажды пришли к нему два инока и дали ковчег с золотом. Нищелюбец стал было уговаривать их вкусить пищи, но они, отговорившись тем, что должны были навестить пустынников египетских, ушли от него, обещавшись вечером прийти к нему. Прошел вечер – их не было. Милостивый справился о них у отцов египетских; но те сказали, что у них никого не было. Опять тут он убедился, что золото дано ему от Бога.
Был и еще третий в его жизни случай, также чудесный. В его церкви раз случился недостаток в деревянном масле, и ключарь хотел было сказать ему о сем – но хотя не успел сказать, однако, возвратившись в церковь, увидал сосуд, переполненный маслом».
Таким образом, из прочитанного нами выше, мы может сделать для себя заключение, что чем больше этот милостивый человек давал милостыни, тем больше и от Бога получал он милостей, и через ниспосылаемые ему Божии милости, имел случай убедиться в особом к себе Божием благоволении.
«Да не отвратиши сердца твоего, ниже сожмеши руки твоей пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему… Даянием да даси, ему. Дающую ти ему благословит тя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем» (Втор.15:7-10). «Иже дает убогим не оскудеет» (Притч. 28, 27).
Вот и мы с Вами будем милостивыми к бедным и неимущим. И, как печемся мы о бедных и неимущих, с каким усердием подаем им милостыню – так и Господь будет заботиться о нас, и не оставит нас в день скорби и испытания без Своей Небесной помощи!
Господь вознаградит и за малое добро!
<< На главную страницу Духовное чтение >>
Милостыня совершается в первую очередь для себя, для умягчения собственного сердца, для развития доброты дыши – “милостыня действует на сердце, как масло на ржавый замок” (старец Паисий Святогорец”. Святой Марк Подвижник говорил: “Одна страсть препятсвует нам творить добро – нерадение. Страсть эта врачуется молитвой и милостыней”
Способов помочь человеку множество – можно помочь материально, физически, советом, но лучший способ помочь – это взрастить в своей душе любовь. Относитесь к любому просящему. пусть даже это профессиональный попрошайка или явный алкоголик с хорошими, светлыми мыслями о них, тем самым накапливая любовь и радость в своей душе, и делясь этими чувствами с окружающими. Это и есть любовь к людям. которая исцеляет в первую очередь собственную душу. А когда от вашей души произойдет сияние, то и все вокруг будут обретать божественную радость в его лучах.
Однако при совершении конкретного акта милосердия существуют опасности навредить своей душе – об этом нужно помнить и следить. Так, подавая нищему, человек может получать формальное подкрепление “я выполнил положенный ритуал – пожалел и главное, накормил слабого”. Также к подаянию зачастую примешивается горделивое самолюбование: “Я накормил слабого, значит, я – сильный и могу себе это позволить”. Бывает, что иные (обычно богатые толстосумы) подают “мимоходом и абы кому”, как бы в самооправдание “теперь моя совесть может быть спокойна”. Такие люди часто руководствуются не только бессознательным, но еще и своекорыстным “конструктивным” разумом, когда посчитают, например, что вымогатель способен вместо благодарности оскорбить, если получит мало.
Почему попрошайкам подают значительно чаще, чем, например, детским приютам или домам престарелых? Так проще и быстрее – это еще одна форма фарисейского “успокоения совести”. А некоторые любят вообще “подавать” всегда (а не помогать человеку самому встать на ноги): им доставляет удовольствие, когда проситель постоянно привязан к нему – роль благодетеля их самоублажает.
То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, и осознаваясь разумом, ничего не требовать взамен.
Всегда старайтесь делать нравственный выбор в пользу акта бескорыстного дарения, памятуя от том что такое дарение должно быть истинно конструктивным., т.е. и с любовью, и с разумением.
Поясню на примере: вот, скажем, человек страдает, что у него нет денег и хочется кушать…
Деструктивная жалость: “Бедненький! На вот тебе десять рублей (больше – жалко самому), иди купи себе пирожок и поешь”.
Конструктивное милосердие: “Вот тебе 1000 рублей – тебе хватит не только на сегодняшний пирожок, но еще и на то, чтобы найти работу на бирже труда. Когда заработаешь – вернешь”.
Некоторые просящие с благодарностью принимают подъемную “тысячу”, и возвращают в качестве признательности чуть ли не с процентами.
А другие, “профессиональные страдальцы” обычно говорят: “Мне хватит десяти, но без возврата – и желательно каждый день”. На самом деле такому ваша помощь не нужна – помощь может лишить его источника страдания, которое ему только и нужно!.
Правдиво говоря, тема о нищенстве и отношению к нему – глубока и широка. Например, здесь есть такой аспект: подаяние должно лишь поддерживать убогого в его убогости или дать ему подняться? -Но ведь чаще всего убогие, даже получив дар, сами не захотят, не смогут, не станут подниматься – им так, на таком уровне прощается-то всякая непотребность, а, стало быть, даже и удобна, хотя вроде и тягостна…
Или ещё: можем ли мы попустительствовать отравляющему влиянию убожества одних на других – на молодых, в частности.
И, наконец, стоит напомнить, что Спаситель, встречая убогих, увечных, больных не поддерживал их в их убогости, а исцелял, поднимая к активной жизни – когда им уже САМИМ придётся всё добывать себе, а не пользоваться тем, что им отпускают и без их усилий, поскольку они немощны. “Встань, возьми свои пелены и иди!” – и сколько проблем теперь появится у этого расслабленного, получившего столь желанное им подаяние исцеления!!!
Есть ещё и такой аспект как понимание, что нищенство, убогость – это не только физические или материальные скудости, но и духовные. Им-то как – потакать, оставляя на прежнем, жалком, отравляющем других уровне?
Очень неплохо бы рассматривать и подобные аспекты этой темы. Иначе – всё это напрасные повторения общеизвестного. Раз оно не очень-то усваивается, значит НАДО работать в ключе углубления и расширения, сопоставления с другими “правдами жизни”.