Пост перед Рождеством

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Рождественский пост неумолимо приближается к концу.  Приближается к концу время усиленной молитвы, сосредоточенного уединения и богомыслия. Скоро наступит радостный праздник Рождества Христова. Но готовы ли мы к нему? Почему бывает так, что ждешь-ждешь скорое наступление праздника, а когда он наступает – радости нет, на сердце печаль и уныние. Не понимаешь, вроде бы постился, молился, посещал богослужения – а радости от наступившего праздника – почему то нет… Отчего так? Отчего наше сердце остается закрытым для принятия торжества и величия наступающего праздника?

Как взрастить в себе любовь к Богу и к ближнему?

Все это от того, что наше сердце сухо и безмолвно, оно не любит ближнего своего, оно не хочет делать никому добра, оно только жалеет и любит себя, а на остальных ему – все равно. Нам плохо от того, что мы не любим людей. Да, не любим. Мы их осуждаем, критикуем. В нас нет любви – и мы от этого страдаем. Наше сердце переполнено обидой и гневом на ближнего своего – поэтому оно не может вместить в себя радость праздника святого.

Но также не возможно любить ближнего своего и не любить Господа. Также как и не можем мы любить Господа, не имея любви к ближнему своему. А как возлюбить Господа? Мы привыкли относиться к Богу потребительски: Ты нам дай то, Ты нам дай се, а если не дашь – Ты нам и не нужен.

Кто из нас в минуты скорби готов умилить свое сердце пламенной молитвой к Богу, благодарящей Его за скорбь, врачующую наши раны? Единицы. Большинство из нас сразу требует избавить себя грядущего от испытания, подобно тому, как бы мы отказались от горького лекарства, прописанного нам врачом и имеющего силу исцелить нас от болезни, лишь только на основании того, что оно – горькое и невкусное…

Так как возлюбить Господа всем сердцем своим, всем разумением своими, всею душой своей? Как избавить свое сердце от осуждения, от гнева, от раздражительности? Как полюбить ближнего своего? Попробуем найти для ответ на этот вопрос в проповеди архимандрита Рафаила (Карелина):

окончание

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Некий законник спросил у Иисуса Христа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Спаситель ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 36–39).

Братия и сестры! Один странник, обходя святые места, услышал, что в пустыне, в скиту, обитает схимник высокой духовной жизни; он решил посетить его и исповедоваться у него. Схимник принял его с любовью и попросил написать исповедь на бумаге. Несколько дней странник пробыл в скиту, принося пред Богом покаяние, свои грехи он записал и отдал старцу. Тот внимательно прочел исповедь, а затем сказал: «Ты, брат, написал здесь много лишнего, а о самом главном даже и не вспомнил». Затем он продолжал: «Ты исповедуешь одни и те же грехи, а ведь Господь уже простил их тебе – ты не доверяешь Таинству Исповеди и свои грехи говоришь вновь и вновь. Разве ты не веришь, что Кровь Христа, пролитая за тебя, уже смыла твои грехи? Достаточно исповедовать их один раз. Кроме того, ты пишешь о многих обстоятельствах, не имеющих никакого отношения к твоим грехам. Ты подробно рассказываешь о мысленных грехах – этого не надо делать: разбирая их, ты можешь опять осквернить свою душу воспоминаниями. Ты указываешь в своей исповеди других лиц: не надо в исповеди называть никаких имен – говори только о себе самом. И наконец, ты не сказал о самом главном, что ты не любишь Господа, что ты не любишь людей».

Странник возразил: «Отец, как мне не любить Господа?! Ведь я ради Него оставил все и странствую как нищий! Как мне не верить Евангелию, Его святым словам – кому же еще на земле верить мне? Как мне не любить людей?! Ведь их милостью я живу – каждый, кто подает мне копейку или кусок хлеба, спасает меня от голодной смерти, он – мой благодетель. Чем мне гордиться перед ними, когда я не имею ничего, кроме этих лохмотьев?»

Схимник отвечал на это: «Брат, ты еще не познал внутреннюю духовную жизнь, поэтому ты не знаешь хорошо своего сердца, и совершенно не понял того, о чем я тебе говорю, – вот прочитай исповедь, которую принес мне недавно мой духовный сын».

Мудрец, старецОн дал ему листки с исповедью, и странник стал читать вслух: «Внимательно изучая свою жизнь, я понял, что совершенно не люблю Бога: кого я люблю, того ношу в моем сердце, имя его вспоминать для меня сладостно; кого я люблю, о том всегда помню и размышляю. А много ли я думаю о Боге? Большая часть мыслей моих – о временном, суетном и греховном. Из двадцати четырех часов в сутки едва ли один я посвящаю размышлениям о промысле Божием.

Когда я думаю о Боге, то думаю как-то неохотно и с принуждением, а если в это время подойдут ко мне с рассказом о каких-нибудь новостях, то я жадно впитываю каждое слово. Когда я читаю Святое Евангелие или книги Отцов, то тут же забываю все написанное, а новости и сплетни я помню долгие годы; значит – я не люблю Бога.

Кого я люблю, с тем я охотно беседую, – время пролетает, кажется, незаметно, а на молитву я становлюсь с трудом, с усилием – и несколько минут молитвы кажутся мне долгими годами. Я хочу скорее бросить молитву и заняться своими обыденными делами. Я даже ищу предлог для того, чтобы скорее окончить молитву. Поэтому я вижу, что не люблю Бога, иначе желал бы всегда беседовать с Ним и размышлять о Нем.

Кого я люблю, с тем хочу встречаться, но как я иду в храм? Холодно, с неохотой, не чувствуя присутствия Божия в Церкви. Значит – я не люблю Господа. Во время самой молитвы я помышляю не о Боге, а о постороннем, и иногда, закончив молитву, даже не понимаю – утренние или вечерние молитвы я читал – даже время молитвы не было посвящено Богу.

Если мы кого любим, то желания и волю его исполняем охотно, Сам Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Если бы я любил Бога, то выучил бы наизусть все заповеди Его и старался исполнять их. А если меня сейчас спросить, каковы эти заповеди, то я их даже не смогу перечислить. Поэтому я вижу, что не люблю Бога. Когда передо мной возникает выбор, поступить по воле Божией или по воле своего сладострастного сердца, то чаще всего я поступаю по влечению своих собственных страстей – значит, я не люблю Бога.

Что касается любви к людям, то, всматриваясь в себя и свою жизнь, я понял, что не люблю никого, кроме самого себя. Когда мы любим человека, то видим в нем только лишь доброе, а я вижу в людях одно худое, вижу их грехи. В одном себе нахожу я достоинства и добродетель. Значит – я не люблю людей. Кого мы любим, поступки тех оправдываем, а я, напротив, осуждаю всех окружающих меня как недостойных. Значит – я не люблю людей. Кого мы любим, того охотно прощаем, а я помню обиды долго, может, даже всю жизнь. Значит – во мне нет никакой любви.

Сказано в Священном Писании: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15), – но, внимая своему сердцу, я вижу, что благополучие и счастье людей меня вовсе не радует, я равнодушен к ним. Но вижу и еще нечто более страшное в себе: чужое счастье огорчает меня. И напротив, когда с людьми случается несчастье, то я, внешне сочувствуя им, внутренне злорадствую. Поэтому я понял, что не люблю людей, во мне нет ничего святого!

Вера моя – только внешняя. Если бы я верил Евангелию, то трепетал бы при мысли об аде, стремился бы получить Царствие Небесное, однако воспоминание о смерти и о будущей жизни не трогает моего каменного сердца. Я вижу, как вокруг меня умирают люди, но сам живу так, словно вечно буду здесь, на земле. Значит – я неверующий, значит – я не боюсь Бога. Даже темные духи, духи ада, ненавидящие Господа, по слову Писания, трепещут Его, но у меня нет и этого страха, который дан диаволу: я не трепещу угроз Божиих, с которыми Он обращается к миру и ко мне через пророков, – я совершенно бесчувственен.

Я считаю себя верующим, а живу так, как будто нет Бога. Даже более того, когда я жажду греха и совесть обличает меня, то я стараюсь убить, заглушить свою совесть; мне кажется, что лучше бы для меня было, если бы Бога совсем не существовало, значит – в сердце своем я богоубийца, я не верю в Бога и не люблю Его. Я стою на богослужении и в те священные минуты, когда Дух Святой осеняет молящихся в храме, даже в это страшное для самих Ангелов время я занят порочными, грязными помыслами и воспоминаниями; находясь в храме Божием, сердце свое превращаю в свиной хлев. Это значит, что я не люблю Бога. Это значит, что я не верю ни во что святое.

Я преисполнен гордыни: всех людей в сердце своем я считаю ниже себя, а себя – неким избранником. Я превратил себя в какой-то кумир, которому только лишь и поклоняюсь. Если я читаю Святое Писание и творения святых Отцов, то не для того, чтобы исполнять их, а для того, чтобы прослыть мудрым перед верующими, пересказывая им Священные Книги. А если я встречаюсь с людьми мирскими, то, напротив, боюсь даже показать себя христианином, чтобы они не осмеяли меня и не назвали фанатиком. Перед мирскими людьми я стесняюсь даже осенять себя знамением креста, которым был спасен человеческий род. Поэтому я считаю себя человеком, не любящим Бога, ненавидящим людей, не верящим ни во что святое и исполненным сатанинской гордыни».

Ужаснулся странник и сказал: «Отец, действительно, я исповедовался в своих грехах, но этих грехов я не увидел в сердце своем. Что мне делать для того, чтобы возлюбить Господа?»

Схимник ответил: «Всю жизнь я тружусь над тем, чтобы возлюбить Бога. Труд этот – то, что принадлежит нам, но сама любовь – дар Божией благодати. Однако я могу дать тебе несколько советов. Ты знаешь, что такое увеличительное стекло? Это стекло имеет такую особенность: если собрать в него солнечные лучи и направить этот сконцентрированный свет на дерево, то оно постепенно разогреется и воспламенится. Ты же собери, подобно рассеянным лучам, ум свой в глубине сердца, держи в сердце своем имя Иисуса Христа, затем размышляй о благодеяниях Божиих, о том, что ты находишься под потоком милости Божией, что каждый день жизни твоей – это дар Божий тебе. Так ты начнешь испытывать благодарность к Богу, а от благодарности рождается любовь. Затем каждый день читай Святое Евангелие, читай для того, чтобы исполнить его. Каждый вечер думай о том, как поступал сегодня, какой грех совершил, какую заповедь исполнил. Чтобы возлюбить людей, не осуждай никогда никого, а старайся помнить, что у каждого есть свои скрытые добродетели и говори: “Кто бы ни был этот человек, но он лучше меня”. Врагам своим подавай тайную милостыню и всегда молись: “Господи, дай мне возлюбить Тебя с такой силой, с какой прежде я любил грех!”».

архимандрит Рафаил КарелинБратия и сестры! Наивысшая степень любви к Богу и людям – это жертвенная любовь, когда за ближних своих отдают жизнь, когда не отрекаются от веры в Бога даже под страхом смерти. Жития святых – это Евангелие, исполненное самой жизнью. Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что высочайшая из заповедей, цель всей жизни человека – это стремление возлюбить Господа, то есть посвятить Ему свое сердце; это стремление любить каждого человека как самого близкого себе. Эти заповеди требуют огромного труда и самоотверженности, но великую награду обещает за них Господь. Тот, кто носит в сердце своем любовь, отличается от других людей так, как если бы сердце его было драгоценным камнем, излучающим невидимый свет. Этот свет нельзя видеть самому, но другие люди ощущают его сердцем. И поэтому около пустынников и отшельников собирались монахи, в далекие монастыри шли люди, чтобы согреться в лучах этой невидимой миру любви.

Братия и сестры! Христиане мы постольку, поскольку имеем в сердце духовную любовь. Заповеди о любви к Богу и к людям – это крылья, которые поднимают человека ввысь. Если же в человеке нет любви, то он похож на жалкого червяка, который беспомощно ползает по земле и не может подняться из праха и тлена.

Братия и сестры! В молитве св. Иоанна Златоуста, которую мы читаем каждый вечер, есть слова, есть прошение о даровании нам любви. Но не только вечером, а всегда мы должны просить Господа: «Господи, дай мне благодать возлюбить Тебя; Господи, дай мне силы исполнить волю Твою; Господи, дай мне мужество отречься от своей гордыни!» Аминь».

окончание

Предрождественские размышления святых отцов

Что мы должны успеть сделать в Рождественском посту?

Заглавие

Рождественский пост. С 28 ноября по 6 января. Рубрика

На главную страницу сайта - Семья и Вера