Церковнославянский язык

О церковно-славянском языке..

Добрый день, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Предлагаем прочесть ряд ответов на вопросы, касающиеся  следующие вопросы:

– В чем преимущество церковно-славянского языка перед русским?

 – Почему в церкви не используют музыкальные инструменты, например, как орган у католиков?

 – Что означает слово «оглашенные», когда диакон произносит «оглашенные, изыдите»?

 – Когда диакон призывает на литургии: «Оглашеииые, главы ваши Господеви преклоните», всем ли христианам надо преклонять головы?

 – Почему гасят свечи во время чтения Шестопсалмия?

 – Что означает каждение во время службы?

 – Что означают зажженные свечи и лампады?

Окончание, Заглавие

Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

 – В чем преимущество церковно-славянского языка перед русским?

– Славянский язык создали святые церковные люди Кирилл и Мефодий. Славянский язык – благодатный, одухотворенный. Само начертание букв несет в себе Дух Божий. Когда человек читает текст по церковно-славянски, каждое слово входит в душу. Поэтому все православные славянские народы служат на церковно-слапянском языке. Это – богослужебный язык, и ни в коем случае нельзя текст службы переводить на русский, белорусский, украинский. В обыденной жизни мы пользуемся русским и славянским, но не замечаем этого, например: голова и глава, ворота и врата. Многим знакомо выражение «тьма кромешная», но не все знают, что «кроме» по-славянски означает не «сверх того», а «вне» (вне света, вне Бога). Многие приходят в церковь и говорят: «Мы не понимаем славянского языка». Отвыкли люди от него, а некоторые просто не хотят понимать. Нецензурная брань всем понятна, а богослужебный язык, славянский понять не могут. Надо приучать детей в церковь с малых лет ходить, и самим в церковь ходить; не заходить, а ходить, стать прихожанами, а не прохожанами (как называет таких людей один батюшка). Тогда Божия благодать коснется сердца, и человек будет разуметь все слова на славянском языке.

 – Почему в церкви не используют музыкальные инструменты, например, как орган у католиков?

Архимандрит Амвросий (Фонтрие)– Потому, что это излишне. Благодать Божия действует и наполняет душу. Тот, кто уже очистил сердце покаянием, чувствует, как благодать касается струн его души, у человека появляются слезы радости. Один святой человек так говорил о себе: «Когда я вхожу в храм и слышу пение и чтение Слова Божия – они проникают в мою душу – я погружаюсь в океан такой любви, что забываю, что нахожусь на службе. « Святогорец Серафим пишет: однажды он так натрудился, что пришел в свою келию и хотел прилечь отдохнуть, но тут позвонили в колокол, приглашая к службе: «Когда я пришел на службу, мне так тяжело было! А как только началась служба, я погрузился в такую милость Божию, что эта служба мигом прошла». Музыкальные инструменты для тех, кто живет без благодати и не знает, как эту благодать найти. Душа по природе своей христианка, она требует благодати, живет ею. Словом Божиим, молитвой Иисусовой… Но если человек истины не знает, живет вне Церкви, тяжело ему, он пытается пустоту душевную спиртом, музыкой, наркотиками заполнить, но ничто ему не помогает…

 – Что означает слово «оглашенные», когда диакон произносит «оглашенные, изыдите»?

Это слово означает человека, который огласил (сказал всем) желание стать православным христианином и принять крещение. Когда в церковь приходит некрещеный человек и говорит о том, что он желает креститься, священник беседует с ним и назначает время испытания. В церкви этот человек объявляется как оглашенный; он может быть на первой части литургии, т.е. литургии оглашенных, слушать чтение апостола, Евангелия, проповедь, наставления. После возгласа «оглашенные, изыдите» оглашенные должны выйти из храма, т.к. начинается литургия верных, когда остаются только крещеные, православные люди.

 – Когда диакон призывает на литургии: «Оглашеииые, главы ваши Господеви преклоните», всем ли христианам надо преклонять головы?

– Это обращение к оглашенным, т.е. некрещеным, но собирающимся принять крещение, но головы должны преклонять все: и крещеные, и некрещеные. Ведь и мы с вами, хоть и приняли крещение, сравнялись с оглашенными своими грехами. Мы недостойны входить в храм Божий, где уж нам браться рассуждать – поклониться или не поклониться Господу нашему Иисусу Христу. Должны смиряться и с оглашенными стоять, склонив голову. У них внутри горячее желание стать православными христианами – «верными», у нас же ничего, кроме грехов и нечистоты нет.

 – Почему гасят свечи во время чтения Шестопсалмия?

– Чтение Шестопсалмия – это переход от вечерни к утрене, от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете не было того Света, той Славы, которые принес в Новый Завет Иисус Христос. Недаром на литургии Преждеосвященных даров поется: «Свет Христов просвящает всех».

 – Что означает каждение во время службы?

– Когда в Эдэмском саду жили первые люди Адам и Ева, они видели красоту Господню, ходили по саду и славили Бога. Храм – это Эдэмский сад. Во время богослужения открываются Царские Врата, алтарь и весь храм становится раем. Священник символизирует Адама, а диакон со свечой – Еву. Они ходят по храму, каждением прославляют Господа, и хор поет: «Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси… « Каждение – это возношение молитвы, благодарение. А потом кончается песнопение, закрывают Царские Врата. Это напоминание о том, что свершилось грехопадение первых людей, они изгнаны из рая, потому диакон выходит из алтаря и возглашает на солее – огненной реке, отделяющей рай от земли: «Миром Господу помолимся. О вышнем мире, о спасении душ наших Господу помолимся… «

 – Что означают зажженные свечи и лампады?

Свеча символизирует собой человека. Человек имеет тело и душу. Свеча тоже состоит из воска и фитиля. Но свеча не зажженная особой ценности не имеет, она мертва. Так и человек, если у него нет веры в Бога, если в нем не горит Божественная благодать, – мертв пред Богом. Горящая свеча, как и лампада – это жертва Богу, благодарение за Его благодеяния. И неважно, сколько стоит свеча. Каждый покупает по своим возможностям, Господь любую жертву принимает, была бы она от чистого, сокрушенного сердца”.

Окончание, конец

Такой непонятный церковнославянский язык

С чего начать воцерковление. 6 часть

Заглавие

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>