Монах

Какова цель человеческой жизни?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Какова цель человеческой жизни? Цель жизни человека на земле – святость. Из­вестно, какими духовными дарами обладали святые: даром молитвы, даром духовного рас­суждения, имели особое терпение, смирение, простоту, любовь к каждому человеку. Это же приходилось видеть и у старцев. Жизнь прохо­дит, но дары эти по-прежнему далеки от тебя, как звезды. Вместо непрестанной молитвы – борешься с собой, чтобы прочитать хотя бы без сокращений вечернее молитвенное правило; вместо духовного рассуждения – еле сдержи­ваешься, чтобы не нагрубить близкому челове­ку (чаще не сдерживаешься) или не совершить заведомо неправильный поступок и т.д.

Неуже­ли святость так и останется недостижимым идеалом? А может, все мы – сосуды разного дос­тоинства (недаром о святых говорят: «избран­ный сосуд Божий»), и святость не для всех дос­тижима? Как жить, чтобы стать святым?Почему мы не переживаем тех состояний благодати, о которых пишут святые и которыми обладали старцы последних времен? Как помнить о промысле Божием?  Как противостоять соблазнам мира? Как охра­нять свои чувства, находясь дома, вне дома?- Известно, что есть новоначальные и совершен­ные. Как называть тех, кто находится посреди пути? Есть ли мерило духовного роста на пути к совершенству? Как не впасть в крайнее уныние от сознания своего недостоинства и невозможности что-ли­бо изменить в себе своими силами?

На эти и другие вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

Цель человеческой жизни – стяжание Духа Святого. Святой – это тот, в ком обитает Дух Святой, как в нерукотворном храме. Пути к стяжанию Духа Святого общеизвестны. Это церковные Таинства и вообще весь уклад жизни, который можно назвать церковностью, внутренняя молитва, исполнение заповедей и аскетизм, который необходим не только монахам, но и мирянам. В борьбе за святость наше участие заключается в том, что мы стремимся обуздать и искоренить грехи и страсти, которые препятствуют благодати Божией действовать в нашей душе. Благодать может явственно проявлять себя, но ее действия могут оставаться тайными в зависимости от состояния души человека.

Почему мы не переживаем тех состояний благодати, о которых пишут святые и которыми обладали старцы последних времен? На мой взгляд, это происходит ради нашего спасения. Святые имели глубокое смирение как фундамент и основу своей духовной жизни. Свои дарования они приписывали милости Божи­ей, и чем больше имели духовных даров, тем больше смиряли себя. А мы, со своей раздутой гордыней, приписали бы действия благодати своим личным достоинствам и возгордились бы ими. Святым была дана непрестанная молитва, и они хранили ее как великую драго­ценность. А мы, порабощенные страстями, получив дар молитвы, быстро бы потеряли ее. У Бога нет несправедливости. Если человек трудится над стяжанием Иисусовой молитвы, но не получает ее, то, значит, получит в благоприятное для него время, хотя бы это были предсмертные часы.

Господь принимает не только дела, но и намерения, тайные желания и труды, хотя мы падаем чуть ли не на каждом шагу. Может быть, в нашем состоянии нам полезнее иметь покаяние, чем обладать духовными дарами, – об этом знает сердцеведец Господь.

 – Иногда отчетливо видишь на себе ру­ку Божию – когда наказывающую, когда – милующую, – трепещешь. Но проходит время, и острота переживания сильно слабеет, и воспо­минание не возгревает страх Божий в прежней мере. Как его удержать подольше?

– Чтобы помнить о промысле Божием, надо благодарить Бога за все благодеяния – о ко­торых мы знаем и о которых мы узнаем толь­ко после смерти. Апостол Павел пишет: «Всегда молитесь, за все благодарите». Мы быстро забываем о милостях Божиих, сосре­доточиваясь на преходящих проблемах. Если мы научимся благодарить Бога за все, то пе­ред нами откроется благой промысл Божий, который хранит нас с большей любовью, чем мать своего ребенка. Мы увидим, что сама наша жизнь, ведущая к вечности, это ежедневный дар Божий.

– Как противостоять соблазнам мира? Как охранять свои чувства, находясь дома, вне дома?

– Необходимо осознать, что мы хотим от жизни. Надо составить шкалу ценностей, во главе которой стоит вопрос о спасении души. Цель земной жизни – приготовление себя для вечной жизни. Эта цель должна стать главным ориентиром, чтобы определять течение нашей жизни и оценивать каждый прожитый день, как этап в пути, стержнем для наших слов, дел и мыслей. При отсутствии ясного понимания, что самое важное для нас и к чему необходимо стремиться, повседнев­ное существование превращается в какой-то хаос, омут суеты и постоянных забот, который засасывает человека.

Архимандрит Рафаил (Карелин)Святые отцы определили главную задачу жизни – как стяжание благодати, поэтому, приступая к какому-либо делу, надо прежде подумать: приобретем или потеряем от этого благодать, выиграем или проиграем, обогатимся или обнищаем в духовном смысле? А затем уже решать, как поступать в конкретной ситуации. Без этой шкалы ценностей главное будет постоянно перемешиваться с второстепенным, более того, второстепен­ное будет вытеснять главное, и человек будет метаться, как в цейтноте, постоянно проигрывая время.

Мы живем в мире, который никогда не был христианским, а теперь все более становится языческим и демонизированным. Уйти от это­го мира в пещеры и леса, как древние анахоре­ты, или закрыться, как в затворе, в своей ке­лий – мы не можем. Это было бы бесплодной романтикой. Мы связаны с миром тысячами нитей, и поэтому перед нами стоит более по­сильная задача: по возможности нейтрализо­вать влияние этого, теряющего Бога, страст­ного и гордого мира. Хотя это так трудно, как пройти по углям, не обжигая ног, или переп­лыть бурный поток, не утонув в нем. Надо начать со своего дома. Надо внести по­рядок в свои обязанности и дела. Надо расположить наши дела по определенной схеме:

1. Что необходимо сделать, с чего начать;

2. Дела полезные, но не необходимые (какие из них можно сделать, а какие отложить);

3. Дела нейтральные, в которых нет прямой необходимости, духовной пользы, а также явного духовного вреда, однако в них все-таки содержится элемент греха – потеря времени.

Затем надо определить, какие грехи мы совершаем и часто повторяем. Определить самую главную из страстей и употребить все силы для борьбы с ней. Обычно за главную страсть цепляются остальные страсти: она как бы глава змеи, а грехи – ее тело.

– Известно, что есть новоначальные и совершен­ные. Как называть тех, кто находится посреди пути? Есть ли мерило духовного роста на пути к совершенству?

– Мы с вами не ошибемся, если будем считать себя новоначальными и каждый день полагать начало духовной жизни. А кто совершен и кто средний – знает Господь.

– Мне 45 лет, по выходным – алтарник, в духовной жизни – младенец. Благословите, с чего начать?

– Осознав себя младенцем в духовной жизни, вы уже положили начало духовной жизни. Внимательно прочитайте книгу святого Фео­фана Затворника «Путь ко спасению».

– Можно ли прийти ко Христу без тяжких ошибок? Как научиться послушанию?

– Мудрый учится на чужих ошибках; умный не повторяет своих ошибок, а глупый падает на одном и том же месте и при этом обвиняет не себя, а других. Для послушания нужна решимость и мужество.

– Как не впасть в крайнее уныние от сознания своего недостоинства и невозможности что-либо изменить в себе своими силами?

– Помните, то, что невозможно человеку, – возможно Богу. С нашей стороны надо приложить усилия, а благодать Божия – если мы будем искренни в желании исправиться – восполнит недостающее”.

окончание

О покаянии в мелочах

Окончание 8

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>