Какова цель человеческой жизни?
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Какова цель человеческой жизни? Цель жизни человека на земле – святость. Известно, какими духовными дарами обладали святые: даром молитвы, даром духовного рассуждения, имели особое терпение, смирение, простоту, любовь к каждому человеку. Это же приходилось видеть и у старцев. Жизнь проходит, но дары эти по-прежнему далеки от тебя, как звезды. Вместо непрестанной молитвы – борешься с собой, чтобы прочитать хотя бы без сокращений вечернее молитвенное правило; вместо духовного рассуждения – еле сдерживаешься, чтобы не нагрубить близкому человеку (чаще не сдерживаешься) или не совершить заведомо неправильный поступок и т.д.
Неужели святость так и останется недостижимым идеалом? А может, все мы – сосуды разного достоинства (недаром о святых говорят: «избранный сосуд Божий»), и святость не для всех достижима? Как жить, чтобы стать святым?Почему мы не переживаем тех состояний благодати, о которых пишут святые и которыми обладали старцы последних времен? Как помнить о промысле Божием? Как противостоять соблазнам мира? Как охранять свои чувства, находясь дома, вне дома?- Известно, что есть новоначальные и совершенные. Как называть тех, кто находится посреди пути? Есть ли мерило духовного роста на пути к совершенству? Как не впасть в крайнее уныние от сознания своего недостоинства и невозможности что-либо изменить в себе своими силами?
На эти и другие вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):
“Цель человеческой жизни – стяжание Духа Святого. Святой – это тот, в ком обитает Дух Святой, как в нерукотворном храме. Пути к стяжанию Духа Святого общеизвестны. Это церковные Таинства и вообще весь уклад жизни, который можно назвать церковностью, внутренняя молитва, исполнение заповедей и аскетизм, который необходим не только монахам, но и мирянам. В борьбе за святость наше участие заключается в том, что мы стремимся обуздать и искоренить грехи и страсти, которые препятствуют благодати Божией действовать в нашей душе. Благодать может явственно проявлять себя, но ее действия могут оставаться тайными в зависимости от состояния души человека.
Почему мы не переживаем тех состояний благодати, о которых пишут святые и которыми обладали старцы последних времен? На мой взгляд, это происходит ради нашего спасения. Святые имели глубокое смирение как фундамент и основу своей духовной жизни. Свои дарования они приписывали милости Божией, и чем больше имели духовных даров, тем больше смиряли себя. А мы, со своей раздутой гордыней, приписали бы действия благодати своим личным достоинствам и возгордились бы ими. Святым была дана непрестанная молитва, и они хранили ее как великую драгоценность. А мы, порабощенные страстями, получив дар молитвы, быстро бы потеряли ее. У Бога нет несправедливости. Если человек трудится над стяжанием Иисусовой молитвы, но не получает ее, то, значит, получит в благоприятное для него время, хотя бы это были предсмертные часы.
Господь принимает не только дела, но и намерения, тайные желания и труды, хотя мы падаем чуть ли не на каждом шагу. Может быть, в нашем состоянии нам полезнее иметь покаяние, чем обладать духовными дарами, – об этом знает сердцеведец Господь.
– Иногда отчетливо видишь на себе руку Божию – когда наказывающую, когда – милующую, – трепещешь. Но проходит время, и острота переживания сильно слабеет, и воспоминание не возгревает страх Божий в прежней мере. Как его удержать подольше?
– Чтобы помнить о промысле Божием, надо благодарить Бога за все благодеяния – о которых мы знаем и о которых мы узнаем только после смерти. Апостол Павел пишет: «Всегда молитесь, за все благодарите». Мы быстро забываем о милостях Божиих, сосредоточиваясь на преходящих проблемах. Если мы научимся благодарить Бога за все, то перед нами откроется благой промысл Божий, который хранит нас с большей любовью, чем мать своего ребенка. Мы увидим, что сама наша жизнь, ведущая к вечности, это ежедневный дар Божий.
– Как противостоять соблазнам мира? Как охранять свои чувства, находясь дома, вне дома?
– Необходимо осознать, что мы хотим от жизни. Надо составить шкалу ценностей, во главе которой стоит вопрос о спасении души. Цель земной жизни – приготовление себя для вечной жизни. Эта цель должна стать главным ориентиром, чтобы определять течение нашей жизни и оценивать каждый прожитый день, как этап в пути, стержнем для наших слов, дел и мыслей. При отсутствии ясного понимания, что самое важное для нас и к чему необходимо стремиться, повседневное существование превращается в какой-то хаос, омут суеты и постоянных забот, который засасывает человека.
Святые отцы определили главную задачу жизни – как стяжание благодати, поэтому, приступая к какому-либо делу, надо прежде подумать: приобретем или потеряем от этого благодать, выиграем или проиграем, обогатимся или обнищаем в духовном смысле? А затем уже решать, как поступать в конкретной ситуации. Без этой шкалы ценностей главное будет постоянно перемешиваться с второстепенным, более того, второстепенное будет вытеснять главное, и человек будет метаться, как в цейтноте, постоянно проигрывая время.
Мы живем в мире, который никогда не был христианским, а теперь все более становится языческим и демонизированным. Уйти от этого мира в пещеры и леса, как древние анахореты, или закрыться, как в затворе, в своей келий – мы не можем. Это было бы бесплодной романтикой. Мы связаны с миром тысячами нитей, и поэтому перед нами стоит более посильная задача: по возможности нейтрализовать влияние этого, теряющего Бога, страстного и гордого мира. Хотя это так трудно, как пройти по углям, не обжигая ног, или переплыть бурный поток, не утонув в нем. Надо начать со своего дома. Надо внести порядок в свои обязанности и дела. Надо расположить наши дела по определенной схеме:
1. Что необходимо сделать, с чего начать;
2. Дела полезные, но не необходимые (какие из них можно сделать, а какие отложить);
3. Дела нейтральные, в которых нет прямой необходимости, духовной пользы, а также явного духовного вреда, однако в них все-таки содержится элемент греха – потеря времени.
Затем надо определить, какие грехи мы совершаем и часто повторяем. Определить самую главную из страстей и употребить все силы для борьбы с ней. Обычно за главную страсть цепляются остальные страсти: она как бы глава змеи, а грехи – ее тело.
– Известно, что есть новоначальные и совершенные. Как называть тех, кто находится посреди пути? Есть ли мерило духовного роста на пути к совершенству?
– Мы с вами не ошибемся, если будем считать себя новоначальными и каждый день полагать начало духовной жизни. А кто совершен и кто средний – знает Господь.
– Мне 45 лет, по выходным – алтарник, в духовной жизни – младенец. Благословите, с чего начать?
– Осознав себя младенцем в духовной жизни, вы уже положили начало духовной жизни. Внимательно прочитайте книгу святого Феофана Затворника «Путь ко спасению».
– Можно ли прийти ко Христу без тяжких ошибок? Как научиться послушанию?
– Мудрый учится на чужих ошибках; умный не повторяет своих ошибок, а глупый падает на одном и том же месте и при этом обвиняет не себя, а других. Для послушания нужна решимость и мужество.
– Как не впасть в крайнее уныние от сознания своего недостоинства и невозможности что-либо изменить в себе своими силами?
– Помните, то, что невозможно человеку, – возможно Богу. С нашей стороны надо приложить усилия, а благодать Божия – если мы будем искренни в желании исправиться – восполнит недостающее”.
<< На главную страницу Вопросы священнику >>