Нужно ли в школах преподавать Закон Божий?


Преподование, школа, священник, воскресная школа

Нужно ли в школах преподавать Закон Божий?

Мир Вам, дорогие наши посетители!

Сейчас в обществе назревает довольно острый вопрос: Нужно ли в обычных школах преподавать Закон Божий? И если да, то как быть с детьми других вероисповеданий? Надо ли христианину бороться за то, чтобы в школе, где учатся его дети, преподавали «Основы православной культуры»?

На данный вопрос отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Наша Церковь, учитывая конфессиональную ситуацию в обществе, сегодня не ставит вопрос о преподавании Закона Божия, исходя из той реальности, что детей из вполне воцерковленных семей ни в каком классе обычной государственной школы, не есть большинство.

Но Церковь будет добиваться того, чтобы в качестве факультатива в школьную программу был введен предмет «Основы православной культуры». Этот курс является предметом культурологии, не предполагающим ту или иную конфессиональную принадлежность ребенка, а знакомящий его с таким понятием, как православное христианство, с пониманием истории Отечества в связи с историей Православия и действительного, а не смоделированного в советское время, смысла русской культуры.

Безусловно, введение такого курса видится необходимым, оно никак не может повредить конфессиональному миру в нашей стране, тем более – оскорбить совесть людей, исповедующих другие религии. Если человек живет в преимущественно мусульманской стране и является христианином, то ему тоже естественно было бы знать, во что верят, какими мировоззренческими и религиозными ориентирами руководствуются восемь из десяти его соотечественников, с которыми он рядом живет.

Столь же кажется естественным, что и тем, кто у нас принадлежит к иной религиозной среде, не мешало бы знать основы Православия, знать, что такое история Русской Православной Церкви, что такое русская духовная культура.

 Протоиерей Максим Козлов— Должно ли христианину бороться за то, чтобы в школе, где учатся его дети, преподавали «Основы православной культуры»?

— Мне думается, что здесь нужно исходить из конкретной ситуации и поступать мудро и трезво, оценивая сразу несколько факторов: во-первых, познакомившись с учащимися и их родителями, понять, достаточно ли много может быть у вас единомышленников, тех, кто захочет быть вместе и поддержать эту идею. Не окажется ли, что в данной школе, в данном классе — это решительное меньшинство.

Во-вторых, нужно выяснить, откуда можно пригласить преподавателей этого предмета. Одно дело в большом городе, где можно рассчитывать на выпускников Свято-Тихоновского института или на образованных священнослужителей, а другое дело, если это поселок, и преподавателем «Основ православной культуры» может оказаться вчерашний преподаватель обществоведения, и тогда, конечно, последнее будет хуже первого.

Или, не дай Бог, это будет человек, который преподает одновременно и половое воспитание, и ему поручили по остаточному принципу, так как у него часов не хватает, вести еще и «Основы православной культуры» как предмет, который некому преподавать.

Так что все это нужно продумать. И если при трезвой оценке получается, что попытаться можно: есть и достаточное количество желающих, и возможность получить квалифицированного преподавателя, то стоит попробовать.

Потому что именно движение православных родителей и, тем самым, православного народа снизу, быть может, побудит наши власти к тому, чтобы дело от разговоров о… дошло до реального введения (хотя бы на местах, факультативно, как Церковь о том и говорит) «Основ православной культуры» в школе».

окончание

Зачем школьникам преподавать Евангелие?

Окончание 8

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>


Обсуждение: 3 комментария
  1. Максим:

    Как часть культурологии подобную дисциплину ввести нужно, но как отдельную дисциплину и предмет ни в коем случае. Все наши школы межнациональные и дети учатся из разных семей. И такая скользкая тема как «вера» и «вероисповедание» может привести к очередной проблеме межличностных отношений школьников. Как необязательный факультатив можно, но не более!

    Ответить
  2. Марина:

    Спасибо за статью! Недавно задавала такой вопрос классному руководителю моей дочери. Это очень светлый и прекрасный человек, которому я доверяю. Она сказала, что однозначно, обязательно и срочно нужно вводить данную дисциплину в школе. Но ведь учителя ничего не решают, им даже не позволяют по ФГОС провести дополнительный урок русского языка пару раз в месяц. Разговор в итоге получился интересный и долгий, затронули немного и проблему мусульман, которые в нашем классе в меньшинстве, но есть.

    Так вот, что касается мусульман, атеистов и иных «не христиан», то для их детей Православная культура — это, во-первых, очень познавательный материал о своей стране. Но, что еще важнее, Православие — это мощнейший барьер в борьбе с курением табака и иных веществ, наркотиками, алкоголем, ранними половыми связями и прочими опасностями, которые ждут ребенка в школе. Даже если оно преподается только в ознакомительных целях. Даже если в семье все — атеисты, даже если ребенок сразу не поверит, все равно останется какой-то осадок внутри после такого урока, все равно гораздо больше детей прежде, чем совершить ошибку, подумают, стоит ли ее совершать. А если мусульмане, то еще проще — они не отрицают житие Иисуса Христа как факт, так что получат важные знания в школе, а догматическую часть родители им дома сами уже скорректируют по-своему, но трагедии не будет и для них, а призывы к порядочности и благочестию такие детки обязательно услышат.

    И очень хотелось бы, чтобы этот вопрос был поднят на государственном уровне. Опять же, как пример — наш класс. С одной стороны, у нас, в отличие от некоторых других школ, все-таки из 27 человек в классе 24 — русские. Люди разные по достатку и образованию — все как в обычной школе, «срез общества». Но когда был светлый праздник Крещения и дочь спросила у одноклассников, что они об этом думают, оказалось, что данный праздник известен только в 3(!) семьях из 24 русских. Зато про «день влюбленных 14 февраля» все детки отлично знают, у некоторых это даже важный семейный праздник. Если не начать активное изучение собственной культуры сегодня, то что же с нами будет через несколько десятков лет?

    И после этого остается только один вопрос — а как бороться-то ?

    Ответить
    1. Тимофей:

      Когда лет 20 назад меня на работе поздравил с Рождеством Христовым один славный человек-мусульманин, я удивился, обрадовался. Но мне стало неудобно, что я не смог бы его поздравить ни с одним из их праздников, скажем, того же рождения пророка Мухаммеда. Cтало стыдно за свою индивидуалистическую серость, ведь его поздравление было искренним и чистым.

      Ответить

Мир Вам!

В связи с летним отпуском сотрудников сайта «Семья и Вера», Ваши комментарии (и ответы на них) будут опубликованы после 31 июля.

Если Вы хотите испросить у духовника нашего сайта священника Димитрия Синявина благословение на чтение Молитвы по соглашению или Домашнего сорокоуста, то батюшка уже преподал всем общее благословение. Присоединяйтесь к нам и читайте соборные молитвы вместе с нами. А индивидуальное благословение можете испросить после 2 августа, и отец Димитрий Вас с радостью его преподаст!

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии О упокоении, записки в храм Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери