Псих, больной

Как общаться с душевнобольными?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему люди сходят с ума всегда в «худшую» сторону? Как известно, больные шизофренией становятся холодными, безжалостными, подоз­рительными, лишенными смирения. Общение с ними сильно ранит душу, требуется опреде­ленный период для восстановления душевного равновесия. Это свидетельствуют и психиатры: «Ранить такое общение будет в любом случае. Все дело в том, насколько быстро удастся вос­становиться». Они рекомендуют после общения с больными чаще бывать на природе, там процесс восстановления происходит быстрее, а ве­рующие из них советуют молиться во время контактов с больными.

Почему никогда не происходит наоборот: сой­дя с ума, никто не становится лучше, добрее, смиреннее? Общаясь с разными людьми, вдруг узнаешь от общих знакомых, что некоторые из них страда­ют психическими болезнями. Симптомы этих болезней не всегда распознаешь сразу, к тому же, как известно, бывают периоды обострения психического заболевания, бывают временные улучшения, ремиссии. Получив подобную ин­формацию, начинаешь опасаться тесного об­щения с такими людьми. Как вести себя с ними (эпизодически или постоянно больными)?

В последнее время отмечена массовость душевных заболеваний. Особенно много больных встре­чаешь в церковной ограде. Узнаешь, что ду­шевным болезням подвергаются и некоторые пастыри, будучи в сане. Сообщают, что тот или иной священник или монах лежал в «психушке», а кто-то постоянно пользуется услугами психи­атра. Как вести себя с ними, допуская, что ба­тюшка может быть «не вполне адекватен»?

На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

“Душевные болезни имеют различное про­исхождение и проявляются в разнообразных формах. Но одной из причин этих болезней, или провоцирующим фактором и питающей средой, является гордость человека. Гордый в постоянном конфликте с окружающими и самим собой. Он постоянно чувствует себя несправедливо униженным и оскорбленным; он убегает от мира в свою собственную бо­лезнь. Поэтому, не только душевные заболева­ния вызывают эгоизм и аутизм, но и обратное: эгоцентризм и нарциссизм могут явиться при­чиной деградации личности и разрушитель­ной болезни.

В духовном мире подобное притягивает по­добное. Поэтому, гордый человек находится под влиянием гордого демона. До поры до времени это состояние может быть скрыто от внешних глаз; но болезнь разрушает сдерживающие центры и затем вырывается наружу, как вода из треснувшей плотины.

Архимандрит Рафаил Карелин 2Душевную болезнь иногда бывает трудно различить от демонической одержимости. Аутизм подобен черному цвету, который поглощает лучи, а сам не отражает ничего. Душевнобольной, как и гордый, считает, что он должен быть центром для жизни других, что все люди обязаны ему, и поэтому, в общении с людьми, он требует только внимания, не считая нужным отвечать тем же.

В общении с душевнобольными не надо слу­шать их бред, стараясь найти в нем какую-то логику. Не надо отвечать на их вопросы (они не воспринимают ответы, вернее, уже имеют свои ответы). Нужно оказать больному лю­бовь и при всех состояниях больного старать­ся вести себя спокойно.

Вы спрашиваете, почему, сойдя с ума, никто не становится лучше. Потому что те, кто сходят с ума, большей частью уже до болезни не име­ли ни смирения, ни любви к людям, но могли контролировать свое поведение. А во время болезни этот контроль оказался снятым, и эгоцентризм больного стал обнаженным.

Следует отметить, что некоторые душевнобольные (особенно истерики) не теряют лукавства и хитрости, стараются вызвать внимание к себе и своими аффектами поработить чужую волю. Характерно, что атмосфера в психиатричес­ких больницах гнетет человека, как будто да­вит его своей тяжестью; образно говоря, сам воздух в этих местах наполнен миазмами и бактериями безумия. Поэтому люди, работаю­щие с умалишенными, сами начинают прояв­лять странности, словно заразившись от них. Иногда таким больным помогает отчитка – молитвенное изгнание демонов.

Интересен вопрос: отвечают ли душевноболь­ные за свои поступки? Полное безумие случа­ется редко; обычно оно бывает частичным. Поэтому больной отвечает в той мере, в какой он сохраняет вменяемость. И у больных про­текает духовная и нравственная жизнь, только скрытая от нас, в каких-то иных формах. Душевнобольных следует не лишать милости и сострадания, выражающихся в заботе о них, хотя бы в поддержании их жизни, но при этом соблюдать разумную дистанцию.

 – Общаясь с разными людьми, вдруг узнаешь от общих знакомых, что некоторые из них страда­ют психическими болезнями. Симптомы этих болезней не всегда распознаешь сразу, к тому же, как известно, бывают периоды обострения психического заболевания, бывают временные улучшения, ремиссии. Получив подобную ин­формацию, начинаешь опасаться тесного об­щения с такими людьми. Как вести себя с ними (эпизодически или постоянно больными)? В последнее время отмечена массовость душевных заболеваний. Особенно много больных встре­чаешь в церковной ограде. Узнаешь, что ду­шевным болезням подвергаются и некоторые пастыри, будучи в сане. Сообщают, что тот или иной священник или монах лежал в «психушке», а кто-то постоянно пользуется услугами психи­атра. Как вести себя с ними, допуская, что ба­тюшка может быть «не вполне адекватен»?

-К сожалению, наша помощь душевно­больным очень ограничена. Душевные болезни и степень поражения психики разнообразны, но есть нечто общее у душевнобольных – это аутизм и эгоцентризм. Чаще всего они вступают в беседу и говорят о своих состояниях для того, чтобы вызвать сочувствие у другого лица и по­лучить определенную разрядку через слово.

Обычно это бывает очень кратковременным облегчением. Больной во время беседы погру­жен в себя, он не воспринимает советов и ука­заний, кажется, что наливаешь воду в сосуд с решетчатым дном, из которого она быстро выливается, и труд оказывается напрасным.

Надо отличать органические душевные забо­левания, имеющие причиной наследствен­ность, или тяжелую душевную травму от одер­жимости, то есть порабощения души демони­ческими силами. Часто эти состояния по внешним симптомам трудно отличать друг от друга. Но есть признак: одержимые демоном боятся святыни. Обострения болезни бывают у них во времена поста и церковных праздни­ков. В этих случаях надо прибегнуть к помощи особых молитв, которые читают некоторые священники, преимущественно из монахов.

Что касается пастырей, которые подверглись душевным заболеваниям, то не следует изби­рать их духовными наставниками; но укло­няться от богослужений, которые проводит такой священник, – не следует, так как в богослужении действует не столько личность, сколько благодать священства”.

окончание

Как ухаживать за престарелыми родителями, если на то нет сил?

Конец

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>