Растройство

 За что на нас обрушиваются несчастья?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Когда человека постигает скорбь, он воздевает руки к небу и вопрошает Бога: “За что?” От чего у человека возникает такой вопрос: “За что?” Как “За что?” За грехи наши. Все – по грехам нашим.  Вопрошая Бога: “За что?” мы предъявляем Богу претензию, обвиняем Его в случившемся с нами горе. “Почему Ты допустил? Почему не уберег? За что?” Но Бог ли виноват в наших несчастьях, или мы сами тому виной? Может стоит вопрос “За что?” задать самому себе, пересмотреть свою жизнь, увидеть свои ошибки и попытаться их исправить? Может если человек не будет перекладывать ответственность за себя на Бога, и сам научиться отвечать за свои ошибки, может тогда вопрос “За что?” уже не будет так актуален?

Вопрошая Бога: “За что?” мы приравниваем себя к святым, мы, мол, такие праведные, такие безгрешные, за что же нас наказывать? Уже сама постановка вопроса: “За что?” показывает наличие в нас гордости и себялюбия, ибо мы горды своей праведностью и слишком любим себя, чтобы потерпеть ниспосланное нам свыше, ради нашего же спасения.Так за что же на нас обрушиваются несчастья?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Представим ситуацию: совершеннолетний человек, в здравом уме, не отягощенный мыслями о самоубийстве, выходит на улицу погулять непосредственно через окно третьего этажа. Конечно, падает, калечится и обвиняет во всем случившемся кого, как вы думаете? Сэра Исаака Ньютона, который так некстати придумал закон всемирного тяготения. Несмотря на то, что глупость ситуации очевидна, подобные ей происходят повсеместно и повседневно в духовной жизни человека. Случилось несчастье — Бог виноват, это Он наказал, да еще и непонятно, за что именно меня.

протоиерей Александр ЛебедевНа самом деле, все обстоит несколько иначе. В духовной жизни есть свои законы, их называют Заповедями. Нарушение их, то есть грех, так же неизбежно влечет за собой страдание, как и попытка несерьезно отнестись к закону всемирного тяготения. В церковнославянском языке даже название особо закоренелых грехов — страсти — однокоренное со словом «страдание». Так что чрезвычайно глупо считать, что в наших бедах виноват Бог, установивший Заповеди. Сваливающиеся на нас несчастья — лишь плоды грехов: либо наших личных, либо других людей.

Однако случается, что Бог действительно наказывает людей. Здесь необходимо оговориться. Чаще всего под наказанием мы подразумеваем месть, кару. Действие же Божьего наказания ничего общего с этим не имеет. Наказание Божье — это именно наказание, наказ, Он таким образом указывает нам на что-то в нашей жизни, нуждающееся в исправлении. Мы страдаем, в страданиях начинаем вспоминать о Боге («пока гром не грянет…»), а если не сглупим, то начнем заботиться и об исправлении жизни, искоренении своих грехов. А вслед за тем, как rpeхи сдают свои позиции, изменяется и наша жизнь: страдание уходит, так как наказание достигло своей цели.

 – За что на нас обрушиваются несчастья?

– «За что?» Не сказать, что редко мне приходится сталкиваться с людьми, предъявляющими Богу таким образом свои претензии. Обычно я отвечаю на этот вопрос примерно так.

Хороший вопрос. А когда вы начали его себе задавать? Почему, когда вы получили от Бога величайшее возможное благо — жизнь, вы не задавались вопросом: за что она дана, за какие заслуги? Получая от Бога каждый день все необходимое для существования, не спрашивали: «За что?», принимали как должное.

А вспомните те радости, которые подавал вам Бог в течение жизни. Вы что, их заслужили? Чем мы вообще заслужили право жить и получать все то, что жизнь нам несет? Ничем. И не задавались этим вопросом, и не благодарили Бога за каждый незаслуженно прожитый день, за каждый глоток воздуха.

Неблагодарность — одно из самых черных чувств души. До сих пор мы, по отношению к Богу, ее в себе носили. Несчастия обрушиваются на нас за то, что мы раньше не научились спрашивать себя: «За что?». Вот теперь учитесь быть благодарными Богу, раз по-хорошему не получалось.

Правильнее было бы спросить не «За что?», а «Для чего?». Ответ прост, но, чтобы его воспринять, нужны вера и совесть. Звучит он так: для нашего блага. Нужно доверять Богу, верить, что даже в страданиях, которые Он нам посылает, на самом деле проявляется Его благость, доброта.

Может ли такое быть? Может. Ведь все мы знаем, что лекарство очень часто бывает горьким, что врач причиняет боль, но всегда с целью излечения человека. Вот и Бог, как врач, через скорби и боль, ведет нас к благой цели – подталкивает к излечению нашей больной души. Излечению от чего? А вот на этот вопрос ответ каждому из нас должна дать совесть».

Окончание

Не отчаивайтесь и не унывайте!

Благодарение Богу за все!

Окончание

<< Духовное чтение              На главную страницу >>