Давайте вместе передадим в храм Крест!

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. Проповедь


Святейший Патриарх Кирилл

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. Проповедь Патриарха Кирилла

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Великий четверг – день совершенно особый в церковном кругу годовых богослужений. В четвертый день Страстной седмицы святая Церковь вспоминает главные Евангельские события – установление Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии. Преподав Тело и Кровь Свою, Спаситель сказал слова: «Сие творите в Мое воспоминание», которые служат всем христианам благим и неукоснительным заветом и по сей день.

Святейший Патриарх Кирилл, после совершения божественной Литургии Великого четверга, обратился к верующим Первосвятительским словом, которое мы прилагаем ниже для духовного прочтения.

Великий пост - заглавие, 22

Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Великим четвергом. По традиции Великий четверг приравнивается к двунадесятым праздникам, потому что значение события, в честь которого этот день установлен, превышает, может быть, все иные события новозаветной истории при жизни Христа Спасителя. В этот день Господу было угодно совершить нечто, что продолжило Его служение миру. Господь пришел в мир для того, чтобы воссоздать человека, то есть привести природу человека к тому состоянию, которое она имела до грехопадения. Господь пришел, чтобы обновить жизненные силы человеческого рода, сделать человека способным сопротивляться греху, способным идти по тому пути, который Он сам указал людям. И вторая цель пришествия — это искупление человеческих грехов через страдания и смерть. Обновление, воссоздание человеческой природы и искупление грехов — в этом весь смысл и содержание пришествия Господа и Спасителя.

Понятно, что все то, что совершил Господь во время Своей земной жизни, не могло ограничиться лишь физическим Его пребыванием на земле. Дело спасения должно продолжаться вечно, до скончания века. И Господь совершает нечто, что дает возможность каждому последующему поколению быть соучастниками всего, что Он совершил ради нашего спасения, — соучастниками Его жизни, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения, Его восхождения на небеса и Его второго пришествия.

Господу было угодно дать некую особую возможность Своим последователям, преодолевая ограничения пространства и времени, быть вместе с Ним и соучаствовать в том деле спасения, которое Он совершил. Именно для этого во время традиционной для иудеев Пасхальной трапезы Господь, председательствовавший на ней, несколько отошел от строгого порядка ее совершения. Когда Спаситель благословлял хлеб, что делал каждый глава семьи или каждый, кто председательствовал на иудейской пасхальной трапезе, Он произнес слова, которые никто ранее не произносил, — они были вне ветхозаветного предания. Благословляя хлеб, Он сказал: «Этот хлеб — Мое тело, которое за вас преломляется во оставление грехов». А затем, когда трапеза уже завершилась, по обычаю пасхальной вечери председательствующий должен был благословить чашу с вином и дать каждому приобщиться из этой чаши. И здесь Господь отходит от традиции ветхозаветного пасхального ужина. Он берет в руки чашу и говорит: «Сия чаша есть чаша Моей Крови, за вас проливаемой во оставление грехов». И как благословение над хлебом, так и благословение над чашей сопровождалось очень важными словами: «это совершайте в Мое воспоминание».

Патриарх КириллПонятно, что речь идет не просто о воспоминании, когда напрягается человеческая память. Речь идет о чем-то большем, и мы знаем, что через пришествие в мир Духа Святого этим бОльшим стало Таинство Евхаристии, совершаемое учениками Спасителя, когда силой Божией, силой Святого Духа каждый, кто приобщается хлеба и вина — подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя, — одновременно приобщается всему тому, что Бог во Христе совершил ради нашего спасения. Святая Евхаристия силой Святого Духа актуализирует все то, что Бог совершил во Христе.

Поэтому для нас Новый Завет и пришествие Спасителя — это не раз совершенное деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны, о которой мы не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. Того Тела, в котором было обновлено человеческое естество, того Тела, через которое была возрождена человеческая природа, а это значит, что и мы во Христе через Таинство Евхаристии возрождаемся к новой жизни и обретаем великую силу побеждать грех.

Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов, отец Церкви, назвал Таинством Церкви. Так оно и есть. Ведь Господь учредил Церковь для того, чтобы силой Святого Духа, живущего в Церкви, продолжалось Его служение до скончания человеческой истории. И в центре этого служения во Святом Духе — воспоминание о жизни, страдании, смерти, воскресении, вознесении, на небесах седении, втором и славном пришествии Господа. Именно поэтому, в отличие от любой другой религиозной реальности, которая так или иначе существует в мире, Церковь дает нам возможность не только интеллектуально воспринимать то слово, которое Основоположник нашей веры Господь Иисус Христос оставил нам, но и соучаствовать реально в Его спасительной миссии, воспринимая плоды этой миссии, то есть обретая спасение в Боге.

Я всех вас поздравляю с этим великим праздником и призываю каждого из вас причащаться как можно чаще. Мы живем в такое время, когда нам необходима благодатная помощь Божия, — почти каждый день, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию. По многим обстоятельствам для нас невозможно такое частое причащение — и потому что мы заняты работой, трудимся, а если даже на пенсии, то как много суеты, забот, которые поглощают большую часть нашего времени! И нельзя, как говорит апостол Павел, вкушать Тело и Кровь Христову в суд или во осуждение. Нужно приуготовлять себя к этому великому Таинству, но не так, чтобы приготовление становилось препятствием к причащению. Ведь многие говорят: «я не приготовился и потому не пойду причащаться», понимая под приготовлением длительный и сложный процесс. Этот процесс необходимо проходить по крайней мере несколько раз в году, особенно во время постов. Но когда нет возможности в полной мере исполнить все предписания, нужно ограничиться самым необходимым — посещением храма накануне, чтением молитвенного правила перед причащением, исповедью, невкушением пищи до принятия Святых Христовых Таин и, что самое главное, — примирением с ближними. Нельзя причащаться в непримиренном состоянии, потому что если мы не примиряемся, то, по слову апостола, вкушаем суд и осуждение себе. И если таким образом со смирением, с осознанием своей греховности, с надеждой на помощь Божию мы приступаем к святой чаше так часто, как можем приступать, то Господь восполняет наши силы, такие немощные по человеческой природе.

Так, в общении с Ним, мы обретем спасение. Ради этого и пришел Спаситель. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать святым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать счастливым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать богатым. Но Он пришел для того, чтобы открыть нам возможность спасения. И величайшим к тому средством является Таинство Тела и Крови Его, Таинство Святой Евхаристии, учреждение которого мы торжественного празднуем сегодня, в Великий четверг. С праздником всех вас поздравляю!

 

Конец - книга

Проповедь Великого Четверга – видео >>

Чтение 12  Страстных Евангелий – аудио mp3 >>

На рубрику Великого поста

Сайт Семья и Вера

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Обсуждение: 4 комментария
  1. Александр:

    Спаси Вас Господь, уважаемый отец Димитрий, за то что нашли время ответить! Желаю Вам сил и теплой молитвы в последние дни поста и радостно встретить Светлое Христово Воскресение! Сил Вам и Божией помощи!

    Ответить
    1. священник Димитрий Синявин:

      Во славу Божию!
      Божие благословение да пребывает вместе с Вами!

      Ответить
  2. Александр:

    спасибо, очень поучительно. а вот если человек не постился весь великий пост, не молился, не посещал службы. разве он может причащаться на праздник Пасхи?

    Ответить
    1. священник Димитрий Синявин:

      Здравствуйте, Александр!
      Многие батюшки милостиво относятся к таким людям и причащают их. Несколько лет назад я причастил парня, он пришёл первый раз, но крещенный и очень хотел причаститься. Недавно я его отпевал. Мне было приятно и радостно, что я его причастил, а если бы не причастил, то так и остался бы он без причастия. Таким людей, кто первый раз приходит, мы объясняем, что нужно для причастия, и причащаем. В Пасху читается огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, где он приглашает всех причащаться: и постившихся, и не постившихся. Только тем, кто готовился к причастию, причащался в Великом Посту, постился — больше пользы от причастия будет, чем этим, не готовившимся.
      У нас разделили епархию и приехал новый Владыка, епископ Алексий. Владыка призывает нас к тому, чтобы приучить народ к дисциплине и не причащать на Пасху тех, кто в Великом Посту не причащался. Теперь придется строже относится к людям, и не причащать таких людей.
      С Богом!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Страстная седмица (с 22 по 27 апреля)
На рубрику Страстной седмицы >>

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: