Об увлечении рок-музыкой
Добрый день, дорогие наши посетители!
Увлечение рок-музыкой – признак серьезного духовного нездоровья. Это знают родители тех молодых людей, которые слушают рок-музыку. Они пытаются как-то повлиять на своих детей, дают им читать статьи, в которых раскрывается сущность рока, его вред для души. Но вот ответ одного юноши, увлеченного этой страстью: «Я еще не читал ни одной статьи, которая заставила бы меня бросить слушать рок, содержала бы достаточно убедительные для меня аргументы». Существуют ли какие-либо рациональные аргументы для человека, ослепленного страстью, или здесь нужен иной подход?
На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):
«- Увлечение рок-музыкой – это следствие серьезного коллективного нездоровья, как духовного, так и душевного, и, в то же время, причина для многих нравственных и психических заболеваний.
Музыка имеет свой язык; это эмоциональный язык, где выражается интим человеческой души, гносис его чувств. Все процессы, происходящие в природе и человеческом организме, имеют свой ритм. Разлад ритмов – это свидетельство о болезни и разрушении и предвестник смерти. Классическая музыка, хотя и не обладает духовностью, однако служит средством гармонизации психофизических процессов в человеческом организме и поэтому приводит в состояние, которое можно назвать настроем чувств. Диссонанс – это разрушение ритмов, поэтому диссонанс звуков стимулирует чувство агрессии, что само по себе является губительным для психики человека как продолжительные аффективные состояния.
В древнем Китае был вид казни: через громкие диссонирующие звуки человека сводили с ума, после чего он умирал. Рок-музыка, как и джаз, имеет свою мистическую основу. Эта музыка – преемница языческих культов и оргиастических мистерий. Жрецы доходили до исступления и резали себя ножами (в праздники Осириса и Изиды, а также Ваала и Астарты). Во время вакханалий люди доводили себя до такого состояния агрессии, что убивали все живое, находящееся на их пути.
В современной рок-музыке воплощено древнее дионисийство, только в более безобразном виде. Музыка – это язык чувств, а если перевести его на язык слова, то мы услышим самые мерзкие богохульства и самую гнусную, циничную и истошную брань. К сожалению, некоторые священнослужители оправдывают рок-музыку как протест против диктаторских режимов и бездуховности общества. Но это прыжок из мира эгоизма и взаимного отчуждения в мир безумия. Здесь – звериное желание уничтожить остатки законов и морали, предохраняющих общество от окончательного распада. В таком случае шабаш ведьм и колдунов – тоже протест, но против всякой морали, тоже духовность, только отмеченная черным знаком сатаны. Один из апологетов рока заявил, что эта музыка не мешает ему заниматься Иисусовой молитвой.
Преподобный Иоанн Лествичник писал, что некоторые неопытные подвижники путали страсть сексуального характера с духовной любовью и, думая, что чисто молятся о предмете своей привязанности, на самом деле удовлетворяли свою похоть. Возможно, что данное лицо восприняло звуки рок-музыки, растормаживающие сексуальность, за духовность и стало читать Иисусову молитву, обращенную не к Иисусу Христу, а к Иисусу из Голливуда.
Что касается юноши, который заявляет, что его не могут убедить никакие аргументы о демоническом характере рок-музыки, то могу сказать, что рок – это такая же страсть, как пьянство и наркомания, а страсть – нелогична, чтобы можно было бы противопоставить ей аргументы и доказательства. Единственная возможность в таком случае – самому человеку быть честным по отношению к себе и Богу. Пусть во время рок-музыки он наблюдает за своим сердцем, что там: мир, который принес Христос, или же смятение чувств и хаос мысли; что там: покой души и ясность ума или же состояние опьянения, где теряется само различие между добром и злом? Мог бы он представить святого, имя которого носит, сидящим на концерте рок-музыки?
– Когда споришь с православными поклонниками современного рока и противопоставляешь року классическую музыку, слышишь такое их возражение: «А ваш Чайковский был грешником!» «А вы не замечали, – начинаешь спорить, – что его музыка, кроме того, что очень талантлива и в этом отношении неизмеримо превосходит любые рок-опусы и вся проникнута покаянием, вершина чего – Шестая симфония». Что еще можно сказать любителям рока?
– Надо ответить: Чайковский был кающимся грешником, а вы – апологеты греха, более того, у вас исчезло само понятие греха; грех воплотился в ритмы и мелодии вашей музыки, которой вы живете, чему вы поклоняетесь.
Как вы относитесь к рок-музыке?
О ИСКУССТВЕ. Телепередача “Слово пастыря”
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
я увлекаюсь рок-музыкой с 9 лет и не вижу в этом ничего плохого ! сейчас есть такая музыка , от которой уши вянут ( например реп или таже попса типа “маршрутки” ) чтобы написать такую музыку не нужно особо ума и музыкального таланта , достаточно уметь работать с некоторыми прогами на компе , а вот в рок-музыке , каждая песня – это история , в которой есть смысл ) я играю на бас гитаре и переиграл во множествах любительских группах ) когда я играю рок , я не чувствую озверения или опьянения ! я чувствую свободу и легкость этой музыки )) как говориться “рок-музыка грузит слабых , а сильных она расслабляет ” . Рок-музыка не помешала мне закончить школу с хорошим аттестатом ( 4 четверки) , поступить в один из лучших технических вузов России ) Я предпочитаю наш , отечественный heavy,trash metal ) в этой музыке много хороших слов посвящается нашей Родине , подвигам наших солдатов ) также много хороших песен по книжкам лучших писателей страны ! а что касается мнения , что все рокеры и металисты наркоманы – да , есть такие ) но каждый человек даже на рок-концерте ( будь он зритель или исполнитель ) должен оставаться человеком ) каждый выбирает для себя сам ) я общался с многими известными рок-музыкантами нашей страны и хочу сказать , что это замечательные , открытые , умные , веселые и просто хорошие люди ))
Здравствуйте, Михаил!
Мы не будем входить с Вами в дискуссию о вреде-пользе рок-музыки.
Единственное лишь скажем, чем ближе Вы будете к Богу, тем меньше будете нуждаться не только в рок-музыке, но и во всякой другой.
Архимандриту Тихону (Шевкунову), автору книги “Несвятые святые”, задали вопрос:
Как относится Православная Церковь к классической музыке?
“─ Если бы Вы хотели узнать мое мнение, то я скажу, что, к классической музыке отношусь двояко, ─ отвечает архимандрит Тихон. ─ С одной стороны, поскольку человек состоит по учению Церкви из духа, души и тела, то душа, душевное, не-духовные потребности конечно должны находить пищу. В определенное время становления православного человека конечно же лучше слушать классическую музыку, чем разрушительные для души, либо пустые произведения некоторых современных авторов. Но по мере того, как человек познает духовный мир, он с удивлением замечает, что когда-то любимые им и несомненно великие произведения музыкального искусства становятся для него все менее и менее интересными.”
Мы полностью согласны с о. Тихоном.
Поздравляем Вас с наступающим Рождеством Христовым!
Эта статья – не о рок-музыке в целом, а об увлечении отдельными направлениями рок-музыки. Нельзя в один и тот же список включать и Игоря Растеряева, например , и какую-нибудь нехорошую группу, названную в честь насекомых.
Сегодня под рок-музыкой в широком смысле этого слова понимается 1) Исполнение без фонограммы ( прежде всего) 2) Отказ от ряда “модных” тенденций, который присутствуют на поп-поприще ( позорная одежда, развратное содержание песен, пропаганда блудной жизни и прочее) 3) Чаще всего – самостоятельное написание песен участниками коллектива или дружественными авторами, а не массовая штамповка их по веяниям “радиоформатов”, навязанных западным врагом.
Мне интереснее изучить работы упомянутых Вами Б.Гребенщикова, Ю.Шевчука и О.Арефьевой, чем раскрашенных артистов из телевизора в блестящих купальниках. Не могу понять, почему к людям, которые действительно занимаются творчеством, много добрых слов посвящают своей Родине, нередко затрагивают религиозные вопросы и негативно отзываются об антихристианских ценностях общества должно быть негативное отношение только из-за того, что их творческий путь проходит через рок. Ведь это же просто вопрос времени, а 200 лет, например, когда не было рока, альтернативной музыкой могло считаться и творчество Паганини.
Некоторые рок-музыканты и сами по прошествии лет приходят к более высокой стадии духовного развития. К.Кинчев вообще не был раньше православным, он прошел свой путь и умеет поделиться опытом с молодежью. А Валерий Кипелов, развив вокальный талант на металлическом поприще, сегодня великолепно исполняет русские народные песни, в которых очень много светлого и духовного.
Резюмируя вышесказанное, хочу сказать, что на мой взгляд презрение к творчеству других людей только из-за того, что те не являются классиками или духовными лицами – это как минимум не сочетается с образом христианина, который во всем и всегда стремится проявлять уважение, снисхождение ( иногда) и понимание по отношению к людям.
Но в любом случае огромное спасибо за эту статью!
А как же рок-баллады? Они очень мелодичные и гармоничные. Их что тоже не рекомендуется слушать?
Наталия, здравствуйте!
Это зависит от духовного роста человека.
В выше размещенном ответе речь не шла о православном роке и рок-балладах. Эти ответвления – исключительны. Действительно, если в произведениях затрагивается тема славной истории нашей страны, религии, веры – то слушать очень даже можно.
И, все же, когда человек становиться духовней, когда он подходит ближе к Богу, рок будет помехой…
Советуем Вам прочесть ответ авторитетного священника Русской Православной Церкви архимандрита Тихона Шевкунова на странице сайта Православная Церковь и классическая музыка
Сергей,здравствуйте!
Что-то не понятно на счёт православного рока.В статье пишется о роке вообще, а не о том ,какой бывает рок,и ещё,разве может быть В Законе Божьем исключения?
Мне кажется,что если рок-это воплощение дионисийства,о каком исключении вы говорите.Это похоже на “ложь во спасение”,т.е. грех во спасентие,чего не может быть в православии.
Андрей, добрый вечер!
Судя по Вашему слогу – вы духовно просвещенный воцерковленный человек. И это отрадно!
Но, к сожалению, большинство (причем подавляющее) наших соотечественников живут далеко не церковной жизнью. Бросать их на заблудших путях будет неправильно. Не по-христиански. Посему Церковь не против (и даже благословляет) проповедовать Бога на понятном языке многих современникам.
Например: 14 января 2013 — в Санкт-Петербурге в спортивно-концертном комплексе «Ледовый дворец» состоялся рок-фестиваль «Рок к Небу», организованный Санкт-Петербургской епархией. В нем принимали участие о. Андрей Кураев, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Ольга Арефьева, также Сергей Калугин и группа «Оргия праведников». Спонсоры мероприятия – Комитет по молодежной политике администрации Санкт-Петербурга.
Что касается моего личного отношения к року – оно крайне отрицательно. Я вырос в семье священника и мне чуждо это музыкальное течение. Негативно.
Для нас с Вами, рок, действительно, будет “ложью во спасение”. А для тех, кто вырос на нем, православный рок будет первым шагом к Богу.
Храни Вас Господи!
Сергей здравствуйте! Мне,конечно,до просвещённости очень далеко,но святые отцы пишут,что проповедовать православную веру надо с любовью,т.е. со смирением.Вы меня простите за резкое высказывание,наверное вы правы,ведь и Апостол Павел писал,что с еллинами я еллин,с язычниками я язычник… Но мне казалось,что это относится к тем кто не слышал о православии.
Храни Вас Господь!Бог Вам в помощь в ваших трудах!