Рок музыка

Об увлечении рок-музыкой

Добрый день, дорогие наши посетители!

Увлечение рок-музыкой – признак серьезного духовного нездоровья. Это знают родители тех молодых людей, которые слушают рок-музы­ку. Они пытаются как-то повлиять на своих детей, дают им читать статьи, в которых раскрывается сущность рока, его вред для души. Но вот ответ одного юноши, увлеченного этой страстью: «Я еще не читал ни одной статьи, которая заставила бы меня бросить слушать рок, содержала бы достаточно убедительные для меня аргументы». Существуют ли какие-либо рациональные аргументы для человека, ослепленного страстью, или здесь нужен иной подход?

На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

«- Увлечение рок-музыкой – это следствие серьезного коллективного нездоровья, как ду­ховного, так и душевного, и, в то же время, причина для многих нравственных и психи­ческих заболеваний.

Музыка имеет свой язык; это эмоциональный язык, где выражается интим человеческой ду­ши, гносис его чувств. Все процессы, проис­ходящие в природе и человеческом организме, имеют свой ритм. Разлад ритмов – это свиде­тельство о болезни и разрушении и предвест­ник смерти. Классическая музыка, хотя и не обладает духовностью, однако служит сред­ством гармонизации психофизических про­цессов в человеческом организме и поэтому приводит в состояние, которое можно назвать настроем чувств. Диссонанс – это разруше­ние ритмов, поэтому диссонанс звуков стиму­лирует чувство агрессии, что само по себе яв­ляется губительным для психики человека как продолжительные аффективные состояния.

Архимандрит Рафаил Карелин 2В древнем Китае был вид казни: через громкие диссонирующие звуки человека сводили с ума, после чего он умирал. Рок-музыка, как и джаз, имеет свою мисти­ческую основу. Эта музыка – преемница язы­ческих культов и оргиастических мистерий. Жрецы доходили до исступления и резали се­бя ножами (в праздники Осириса и Изиды, а также Ваала и Астарты). Во время вакхана­лий люди доводили себя до такого состояния агрессии, что убивали все живое, находящееся на их пути.

В современной рок-музыке воплощено древ­нее дионисийство, только в более безобраз­ном виде. Музыка – это язык чувств, а если перевести его на язык слова, то мы услышим самые мерзкие богохульства и самую гнусную, циничную и истошную брань. К сожалению, некоторые священнослужители оправдывают рок-музыку как протест против диктаторских режимов и бездуховности обще­ства. Но это прыжок из мира эгоизма и взаим­ного отчуждения в мир безумия. Здесь – зве­риное желание уничтожить остатки законов и морали, предохраняющих общество от окон­чательного распада. В таком случае шабаш ведьм и колдунов – тоже протест, но против всякой морали, тоже духовность, только отме­ченная черным знаком сатаны. Один из апо­логетов рока заявил, что эта музыка не ме­шает ему заниматься Иисусовой молитвой.

Преподобный Иоанн Лествичник писал, что некоторые неопытные подвижники путали страсть сексуального характера с духовной любовью и, думая, что чисто молятся о пред­мете своей привязанности, на самом деле удовлетворяли свою похоть. Возможно, что данное лицо восприняло звуки рок-музыки, растормаживающие сексуальность, за духов­ность и стало читать Иисусову молитву, обра­щенную не к Иисусу Христу, а к Иисусу из Голливуда.

Что касается юноши, который заявляет, что его не могут убедить никакие аргументы о демоническом характере рок-музыки, то могу сказать, что рок – это такая же страсть, как пьянство и наркомания, а страсть – нелогич­на, чтобы можно было бы противопоставить ей аргументы и доказательства. Единственная возможность в таком случае – самому челове­ку быть честным по отношению к себе и Богу. Пусть во время рок-музыки он наблюдает за своим сердцем, что там: мир, который принес Христос, или же смятение чувств и хаос мыс­ли; что там: покой души и ясность ума или же состояние опьянения, где теряется само раз­личие между добром и злом? Мог бы он пред­ставить святого, имя которого носит, сидя­щим на концерте рок-музыки?

– Когда споришь с православными поклонниками современного рока и противопоставляешь року классическую музыку, слышишь такое их воз­ражение: «А ваш Чайковский был грешником!» «А вы не замечали, – начинаешь спорить, – что его музыка, кроме того, что очень талант­лива и в этом отношении неизмеримо превосхо­дит любые рок-опусы и вся проникнута покаяни­ем, вершина чего – Шестая симфония». Что еще можно сказать любителям рока?

– Надо ответить: Чайковский был кающимся грешником, а вы – апологеты греха, более то­го, у вас исчезло само понятие греха; грех воп­лотился в ритмы и мелодии вашей музыки, которой вы живете, чему вы поклоняетесь.

окончание

Как вы относитесь к рок-музыке?

О ИСКУССТВЕ. Телепередача “Слово пастыря”

Окончание 8

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>