Книги, чтение

Избранные изречения старца Амвросия. 6-я часть

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

К духовному прочтению предлагаем наставление старца Амвросия Оптинского, в которых старец дает несложные советы на разные жизненные случаи.

Письмо, заглавие

 Похвала

Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. Пусть хвалят, а только самому сознавать в себе, стоишь ли ты похвалы, или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие; ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе; да и те, которым ты будешь противоречить, не поверят тебе, поэтому когда хвалят, не говори ничего, опусти глаза, и молчи.

Похвала не на пользу, ужасно трудна похвала. За прославление, за то, что здесь кланяются, тело по смерти испортится, — прыщи пойдут. У аввы Варсонофия написано: «Серид какой был старец, а и то по смерти тело испортилось».

Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Св.Лествичник велит опасаться таких людей, лучше принять злословившего человека.

Письмо, заглавие

Правда

По Божьему суду, неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в псалмах: «Солга неправда себе». Зло всегда забегает вперед, только не одолевает. Каин родился прежде Авеля и Исав прежде Иакова, но старшие не только не имели успеха, но и погибли. Сказано в псалмах: «Правда Божия, яко горы Божии», а правда человеческая, видно, не как горы, но как холмики.

Сказано: «Правда избавляет от смерти»; хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили, но это не лишило его почитания выше всех.

Письмо, заглавие

Праздники

По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т.п., то к вечеру можно поработать.

Кто праздники не почитает, тому нет удачи.

Письмо, заглавие

Приметы

Не надо верить приметам и не будут исполняться.

Письмо, заглавие

Простота

При разговоре о Дарьюшке-страннице батюшка, вздохнув, сказал: «Да, Господь почивает в простых сердцах! Золото везде видно и везде проглянет, и даже в угловатости; а то другой, как не кудрявься, все не будет золото». Сказали: «Как Дарьюшка хорошо умерла!» Батюшка ответил: «От того и кончина была хорошая, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь».

Преподобный Амвросий ОптинскийЖить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Еликанида. Прошла, да и только. Это значит, думать просто. А то, при виде проходящей Еликаниды, можно подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот уже это не просто.

Смотри на все просто.

Как это: «Возверзи печаль твою на Господа?» Ответил: «Это значит жить просто и все упование возложить на Господа и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: «поглумляшеся и малодушествова дух мой». А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: «помянух Бога и возвеселихся».

Как поступать немощному, если случаются скорби от сплетен? Очень просто: сознавать свою немощь, прибегать к самоукорению и смирению, и в неприятных случаях более обвинять себя, а не других; и прежде всего смотреть на вещи просто, что все мы люди, все человеки, всякий по-своему разумевает, по-своему судит и толкует. В этом судить нас будет один Сын Божий, Которому Единому дана сия власть от Бога Отца. Когда же оставим простоту и будем думать и толковать, что, и как, и зачем, и для чего, и кто они, и как они, тогда не будет просто, а выйдет мудрено, паче же бестолково. Пойдут недоумения и неразумения; не обойдется и без жалобы; а скорби-то, скорби-то будут невыносимые.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.

Мудрость внешняя есть буйство пред Богом; ценна же истинная простота душевная, которая есть матерь веры и смирения и нелицемерной любви. Золото и в простом слитке имеет свою цену, также оловянные фигуры свою.

Письмо, заглавие

Просфора

Если пьешь воду или лекарство до обедни, то не должно антидор или вынутую просфору есть.

Просфору можно стоя есть, это дело благочестия; а кто сидя ест, того не осуждать.

Письмо, заглавие

Прощение обид

«Отец Макарий, — рассказывал батюшка, — рассердился раз на меня и выгнал из своей келий за одну барышню, зачем я ее принял; тогда он ее не принимал за то, что она долго не прощала обиды другим. Рассердился он больше на нее, а на меня так, кстати. И после этого еще целые сутки ее не принимал; она очень плакала; тогда он ей говорит: «Сама по два дня не прощаешь, а тут и суток вытерпеть не можешь».

Письмо, заглавие

Раздражительность

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св.Апостола, правды Божия не соделывает. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться. Нетерпеливость и раздражительность обличают в нашем устроении горделивость и немалое самолюбие, а нередко происходит от нашего своеразумения и самочиния. В чьей душе закрадутся и утаятся они, оттуда мир и спокойствие бегут, а мятежность и смущение водворяются.

Письмо, заглавие

Рассеянность

Вопрос: «Когда сердита бываю, то молюсь рассеяно». Ответ: «Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».

Письмо, заглавие

Рассуждение

Во время смущения батюшка не благословлял делать замечания или выговоры и рассказал, как у архимандрита Моисея был келейник о.Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечал ничего. О.Нифонт приходит к нему и ждет выговора. А архимандрит дает ему разные приказания. Так было несколько раз. Но как-то о.Нифонт пришел к архимандриту веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать.

Письмо, заглавие

Самолюбие

Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок.

Секира к истреблению корня самолюбия — вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений. Секира эта тяжела, но рано или поздно, а надобно взяться за эту рукоять, которая с виду только страшна, а на самом деле успокоительная для держащихся за нее крепкой рукой и неослабной силой.

Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Ветви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж, и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвления этого корня, чрез которые проникает зловредная влага и произращает наружные отпрыски, — труд будет напрасен.

Письмо, заглавие

Самомнение

Что это значит «солга неправда себе»? — «Яко восташа на мя неправеднии, и солга неправда себе»? (Пс.26:12) — это о тех, которые живут неправедно, а думают, что хорошо, и сами себе делают неправду».

Письмо, заглавие

Самооправдание

Самооправдание — большой грех: «Егда прииму время, аз правоты сужду».

Самооправдание и обвинение других, правильное ли, или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш.

Письмо, заглавие

Самоукорение

Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.

Батюшка рассказывал, что когда к старцу Леониду приходили и не сознавали себя грешными, то батюшка о.Леонид говорил: «Ежели ты не грешна, то иди, а там грешные ждут».

Батюшка рассказывал: «Однажды одной княгине было видение, будто она у входа в рай со многими другими, и тут же была девушка в лаптях. Княгиня думала, что ее (т.е. княгиню) за доброту и все добродетели возьмут первой. Каково же было ее удивление, когда вдруг вместо нее взяли эту девушку; она возмутилась, но потом подумала: у меня все-таки есть добродетели, может с этими (указывая на других) возьмут; но ее и тут не взяли. Наконец, взяли всех, а ее и после всех не берут, тогда она упала на землю и начала говорить, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном. И тут услышала над собой: «А вот такие-то и годятся, таких-то нам и надо».

Необходимо скорее обретать успокоение чрез самоукорение, без которого с трудом проводит жизнь всякий ищущий спасения.

Сознание, что за грехи наши достойны мы больших оскорблений, будет облегчать тучу душевную и послужит противодействием в вражиих подстреканиях, без толку смущающих того, у кого недостает самоукорения.

Одной монахине старец писал: «Помни евангельское слово: «будите мудри, яко змии, и цели яко голубие»; т.е. береги веру и незлобие, вчиняя себя в число последних, и не берись за то, что выше нас».

Письмо, заглавие

Сварливость

Когда разворчишься, то укори себя, скажи: «Окаянная, что ты расходилась, кто тебя боится?»

Письмо, заглавие

Свобода в обращении

Не должно обращаться свободно с мирскими, — ты их соблазнишь.

Если кто шутя до кого дотронется, то десять поклонов положить.

Письмо, заглавие

Своеволие

Настойчивым своеволием старец говорил: «Так то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум то телячий».

Если человек, по слову Самого Господа, не отвержется своей воли и своих желаний, то не может обретать мира. Своя воля и учит, и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит.

Земной царь велик, и почти все ему покоряются; но есть пословица: «Своя воля — царя боле». Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет.

Окончание

Избранные изречения старца Амвросия. 3-я часть

Избранные изречения старца Амвросия. 4-я часть

Конец

<< Духовное чтение              На главную страницу >>