протоиерей Александр Лебедев

О смысле нашей жизни

Добрый день, дорогие наши посетители!

Если Бог все знает и все предрешил наперед, то не становится ли жизнь человека от этого бессмысленной? Допустим, меня создал Бог. Он мог бы создать меня совершенным человеком. Но Он создал меня со всеми моими недостатками, со всеми моими греховными наклонностями, с которыми теперь и призывает меня бороться. Где же логика?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

“Ежедневная и ежечасная забота Бога о Своем творении (и о человеке в том числе) называется Промыслом Божиим. То, что Сам Господь помнит и заботится о нас, — это, конечно, неистощимый источник оптимизма. Но если ни один волос с головы человека не упадет без воли Божией, то, значит, вся жизнь и все действия человека предопределены и от нас не зависят. Отсюда два практических вывода:

Первый: раз все предрешено, то человеку можно просто пассивно плыть по жизни, ничего не делая. Все, что предначертано, и так сбудется. Второй: раз Бог все наперед за нас решил, то и спроса с нас не будет. Эта точка зрения очень популярна среди лиц, профессионально занимающихся преступной деятельностью. В лесу есть волки, среди людей есть мы — так надо, так задумано, мы просто исполняем свое предназначение.

Господь Иисус ХристосТема это серьезная и сложная. Отрицать действие Промысла Божия в мире мы не можем. Не может же любящий отец родить сына и бросить его на произвол судьбы. Так и Бог как-то не мыслится в качестве некоего «алиментщика», избегающего участия в жизни Своего творения. И если Бог Всемогущ, Вездесущ и Всеведущ, то и забота Его объемлет весь мир во всех малейших частностях. Нетронутого места нет.

С другой стороны, встает вопрос о свободе человека. Тут практика (критерий истины) ясно показывает: «На Бога надейся, а сам не плошай». Более того, Евангелие испещрено призывами Христа к действию. Абсурдно было бы требовать ненужного и бесполезного — значит, каждый человек является особой, свободной и независимой силой, призванной к активному действию в мире.

Кроме того, совесть нам явно говорит, что мы ответственны за свои поступки. А это возможно лишь в том случае, когда мы сами, независимо ни от кого и ни от чего, принимаем решение. Иначе мы лишь исполнители чужой воли, какой с нас спрос? Если в случае ответственности за грехи еще возможен внутренний протест («Не виноватая я! он сам пришел»), то, когда дело доходит до заслуг, мало кто под предлогом «планида такая» откажется от похвалы в свой адрес.

В итоге получается:

– все в нашем мире и в жизни каждого человека зависит от Бога;

– все поступки в жизни человека — плод его собственной независимой и непредопределенной воли.

Логически сочетать это невозможно, но и не согласиться с этим нельзя. Все в нашей жизни на сто процентов зависит от Бога, и точно так же, все в нашей жизни, на те же сто процентов, зависит от нас. Это одна из неразрешимых загадок мироздания, которая, кстати, говорит о том, что умом не только Россию не понять.

 – Меня создал Бог. Он мог бы создать меня совершенным человеком. Но Он создал меня со всеми моими недостатками, с греховными наклонностями, с которыми теперь и призывает бороться. Где же логика?

– Да, меня создал Бог. Но сделал это не в одиночку. Он воспользовался еще усилиями моих родителей, а также их родителей и так далее, вплоть до Адама и Евы. Если говорить о моем характере, то тут кое-какие дополнения внесли опять же родители, детский сад, школа, книги, которые я читал, фильмы, которые я смотрел, люди, с которыми я общался и прочая, прочая, прочая…

В конце концов, в том, что я такой, какой я есть, просматривается и моя доля участия: ведь я, а не кто-нибудь другой, выбирал, что читать, с кем общаться, как поступать, к чему стремиться. И чем больше мне становится лет, тем активней именно я участвую в бытии и развитии неповторимой личности — меня самого.

Так что Бог создал меня, пользуясь услугами многих соавторов, оставляя решающее слово – каким мне быть – именно за мной. Если по совести, если присмотреться, то все мои недостатки и греховные наклонности выросли до таких масштабов исключительно потому, что я им потакал.

А откуда они (греховные наклонности) вообще взялись? Не случайно, отвечая на вопрос, я упомянул Адама и Еву. Они, согрешив, разрушили первозданно-совершенную человеческую природу, внесли в нее вирус греха. К сожалению, наследственный».

окончание

 

О смысле жизни

Окончание 8

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>