Книги, чтение

Избранные изречения старца Амвросия. 8-я часть

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

К назидательному прочтению предлагаем наставление старца Амвросия Оптинского, составленные схиархимандритом Иоанном (Масловым), в которых старец дает несложные советы на разные жизненные духовной случаи.

Письмо, заглавие

Сны

Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.

Если снам или чему-либо подобному верить, то можно ума лишиться.

В подряснике можно спать, и ничем не накрываться. Сны не рассказывать.

Письмо, заглавие

Совесть

Бывает, что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец о.Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести.

Письмо, заглавие

Спасение

Иногда помысл приходит: зачем спасаться? Не спасемся все равно, как ни жить. К тому же теперь нет спасающихся, как написано в видении Афонского монаха. На это батюшка так говорил: «То сказано к тому, что теперь совершенных во всем нет, а спасающиеся есть. Не каждый может быть генералом; а иной — генерал, другой полковник, майор, капитан, солдат и простой человек».

На вопрос, как понимать слова Писания: «будите мудры яко змия», — старец ответил: «Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

Батюшка говорил: «Господь всех равно призывает, а быть между избранными от самого человека зависит».

Когда батюшке говорили о желании переменить монастырь, он отвечал: «А куда уедешь? Куда скроешься от Бога Всеведущего и Всевидящего, через совесть нашу нас обличающего, чтобы взялись за дело спасения, как следует, вместо того, чтобы бесполезно смущаться и винить других».

Письмо, заглавие

Страх Божий

На вопрос, как стяжать страх Божий, батюшка отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою: «Предзрех Господа предо мною выну».

Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести.

Человек яко трава. Кто гордиться, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом.

Одна монахиня говорила батюшке, что ей надо ехать, а то матушка игуменья будет сердиться. На это о.Амвросий ответил: «Бога и своей совести надо бояться, а не матушки игуменьи. Страх Божий есть начало очищения совести».

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

Против рассеянности надо иметь страх Божий. Читай у аввы Дорофея о страхе Божием, о хранении совести и о смиренномудрии.

Одной новоначальной монахине старец писал: «Всем потребен страх Божий к отвращению козней сопротивного, кольми паче юным, когда легкомыслие в силе, и опыта в вреде не приобретено».

Письмо, заглавие

Терпение

Приводя слова блаж. Диадоха, старец говорил: «Дом души — терпение, пища души — смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Амвросий ОптинскийЛюбовь терпит и долго терпит, а если немного не дотерпит — ничего не будет — претерпевый бо до конца, — той спасен будет.

Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: ударят тебя по правой щеке, подставляй и левую; а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, т.е. вспомни свои неправые дела, и увидишь, что достоин наказания. При этом батюшка прибавил: «Терпя потерпех Господа, и внят ми».

«Батюшка! Научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями?» — ответ старца: «Будь сама справедлива, и не обижай никого».

Мир всем терпеливым, а нетерпеливым нет спасения: «Претерпевый же до конца — той спасен будет».

Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».

Одной больной монахине батюшка писал: «Приими это посещение Божие благодушно, с покорностью воле Божией. «Его же любит Господь, наказует», — да вразумит и наставит, и научит терпению, ибо в терпении нашем стяжеваются души наша».

Помни, что плод благой стяжевается в терпении. Терпение же не приобретается без различных скорбей и неприятных случаев, смиряющих возношение наше.

Батюшка говаривал желающим поступить в монастырь: «Чтобы идти в монастырь, надо терпения не воз, а целый обоз». И еще: «Чтобы быть монашкой, надо быть железной, либо золотой». Батюшка объяснял это так: железной, значит иметь большое терпение, золотой — большое смирение.

Старец часто приводил пословицу: «Побежишь от волка, нападешь на медведя». Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждать других, молясь Господу и Царице Небесной да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно.

Письмо, заглавие

Тщеславие

Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: «Кожу дерут». Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, взлетает наверх, так и гордость.

Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.

Письмо, заглавие

Уединение

Когда старца просили благословить пожить в уединении, он говорил: «Когда Лот жил в Содоме, был свят, а когда вышел в уединение, пал».

Письмо, заглавие

Уныние

Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.

Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Письмо, заглавие

Царство Небесное

Григорий Двоеслов пишет о том, какой ценой приобретается Царствие Небесное. Для него не существует цены определенной. Всякий человек должен отдать за него все, что имеет. Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.

Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение.

Окончание

Избранные изречения старца Амвросия. 5-я часть

Избранные изречения старца Амвросия. 6-я часть

Избранные изречения старца Амвросия. 7-я часть

Конец

<< Духовное чтение              На главную страницу >>