Явление Христа

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В предыдущей главе, посвященной Пасхальный событиям, святитель Димитрий Ростовский описал Явление Христа на озере Тивериадском.

Воскресший Спаситель являлся не только в малом кругу Своих учеников, однажды Он явился, когда их было 500 человек!

Об этом явлении святитель Димитрий пишет следующее:

Воскресение Христово

Второе явление Господа в Галилее было многочисленному сонму верующих во главе с апостолами, тогда как до этого времени Воскресшего видели лишь жены-мироносицы, да ближайшие ученики Его. Местом настоящего торжественного явления была избранная Самим Господом гоpa (Мф 28,16); здесь к указанному Им же времени собралось более пятисот братий (1 Кор 15,6), и нет сомнения, что большинство их состояло из Галилеян, ходивших за Господом во время Его проповеди на их родине, слушавших Его учение, бывших свидетелями Его чудес и, — нет ничего невероятного, — на себе испытавших благость милосердого Целителя.

Когда Господь явился, то одни из собравшихся на горе Ему «поклонились, а иные усомнились» (Мф 28,17); конечно, среди последних не было апостолов, уже утвердившихся в вере предшествующими явлениями Господа: сомнение могло возникнуть лишь в тех последователях Христовых, которые впервые удостоились увидать Воскресшего. Но это сомнение было временно и уступило место твердой вере, так что впоследствии святой апостол Павел, перечисляя свидетелей явлений Воскресшего Господа, упоминает и «более пятисот братий», из коих многие были еще живы.

Приблизившись к апостолам, Христос Спаситель сказал им:

— Дана Мне всякая власть на небе и на земле. И так идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28,18—20).

В этих немногих, исполненных поистине Божественного величия, словах воскресшим Спасителем дается апостолам полномочие на всемирную проповедь, полагается таинственное основание Церкви заповедью о крещении (св. Афанасий Александрийский) и верующие в Господа Иисуса всех веков укрепляются радостным обетованием пребывания с ними Победителя ада и смерти. Получив по своем воскресении такую же власть и по человечеству, какая всегда принадлежит Ему по Божеству, Господь, принесши искупительную жертву за грехи «всего мира» (Ин 2,2), и проповедь евангельскую не ограничивает тесными пределами иудейской национальности: Он повелевает апостолам идти с нею ко всем народам, запечатлевая верующих святым крещением, открывающим двери Царства Божия (Ин 3,5), и научая их соблюдать Его заповеди во свидетельство любви (Ин 14,21) и живой веры в Воскресшего Господа (Иак 2,14). Но проповедь о Христе, являвшая «для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1,23) должна была ожидать себе со стороны тех и других вражды, что и самим проповедникам грозило опасностями всякого рода до мученической смерти включительно. Своим обетованием — «Я с вами во все дни до скончания века» Господь и вселяет мужество в души проповедников Евангелия, которым предстояла тяжелая борьба с миром. Но так как апостолы «имели жизнь не до кончины века», то и обетование Господа «относится не к ним одним, а и ко всем вообще ученикам Его, т.е. ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди» (блажен. Феофилакт).

«При Господнем содействии» (Мк 16,20) апостолы, оставившие сети рыбарей, уловили в сети учения Евангельского весь мир, и в этом дано для верующих всех времен непреложное свидетельство действенности великого обетования Господа о пребывании Его в Церкви вечно. Только в этом случае становится объяснимо, что «неученые и простые рыбари заградили уста философам и как бы обтекли всю вселенную, посевая в ней слово благочестия, исторгая терпения, истребляя древние обычаи и повсюду насаждая законы Христовы. Ни малочисленность и простота их, ни строгость повелений, ни привязанность всего рода человеческого к древним обычаям, не могли служить для них препятствием, но все это устранила предшествовавшая им благодать Божия, так что они все делали легко, самыми препятствиями возбуждаясь к большей ревности» (св. Иоанн Златоуст).

Святой апостол Павел, как бы пополняя евангельскую историю о явлениях Господа Иисуса, упоминает еще о явлении Воскресшего Спасителя апостолу Иакову, по мнению святого Иоанна Златоуста, брату Господню, которого, по древнему преданию Церкви, Он Сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалиме.

Так Господь наш Иисус Христос «явил Себя живым по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь (апостолам) и говоря о Царствии Божием» (Деян 1,3).

Окончание, пасхально, 25

Вознесение Господне – описание праздника

Явление Христа перед Вознесением

Главная страница