Является ли смех грехом?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Если радость – это хорошо, то почему смех и смехотворство – грех?
Отвечает протоиерей Александр Лебедев:
“Нужно делать различие между радостью и смехом. Православие так и поступает, потому что так поступал Сам Христос. Он говорил и о смехе, и о радости. «Радуйтесь и веселитесь», – говорил Он одним, – и «горе вам, смеющиеся ныне», – другим. Разные слова – разные понятия, разные состояния человека, значит, и отношение к ним должно быть разным. Поэтому попытаемся поговорить и об одном, и о другом.
Итак, смех. Это способ уйти от реальности – забыть, а не решить проблемы. Юмор – обезболивающее лекарство, которое снимает боль, но не излечивает болезнь. Да, такие лекарства применяются в медицине; да, они могут приносить пользу; да, без них нельзя, но проблемы они не решают. Так и смех, юмор помогает сгладить ситуацию, снять напряжение, легче воспринять неприятности жизни. Порой удачная шутка может разрядить самую взрывоопасную ситуацию. Но через некоторое время проблемы возвращаются. И с этой точки зрения обилие хохм на экране и в жизни – это симптом, который говорит далеко не о радостности нашей жизни. Спрос рождает предложение. Каково же состояние нашего общества, если обезболивающее в нас вливается такими дозами!
Смех – как привычка, как отказ от серьезного восприятия жизни, как развлечение, как способ заполнить внутреннюю пустоту, как мировоззрение – опасен. Наверное, это имеет в виду Спаситель, когда говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне». Ныне – то есть здесь, сейчас. Эти слова отражают состояние человека, живущего одним днем, не задумывающегося о чем-то более важном, чем сиюминутное поддержание комфортности своего существования. Смеющийся ныне – человек, который пытается естественное стремление к вечной радости заглушить, заполнить, заменить смехом и искусственной веселостью. Именно поэтому в литературе, предназначенной для подготовки человека к исповеди, среди прочих грехов упоминается смехотворство.
Еще, конечно же, имеет значение, над чем мы смеемся. Чаще всего глубинным поводом для смеха служат какие-либо человеческие недостатки, которые и ставят людей в смешное положение.
Рассмотрите внимательней любой анекдот: он обязательно обнажает какое-либо несовершенство и грех человека. От «уехал муж в командировку» и историй про Вовочку до политического анекдота – все это рассказы о греховности человеческой. Здесь важно проложить границу между смехом христианина и смехом греховным. Верующий человек смеется сострадательно, он высмеивает грех, но сочувствует грешнику, потому что ощущает: да я и сам во многом таков. Вспомним гоголевское: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Без этого внутреннего содержания смех становится осуждением. А кто осуждает, тот и Богом будет осужден.
Есть еще и общественная опасность смехотворства. Она возникает в случаях, когда смех касается закрытых для него тем. Неуместен смех в области священного, смерти, страданий и горя, также он не должен опускаться ниже пояса. Та, даже не пошлость, а похабщина, которая нам зачастую скармливается телевидением и радио под вывеской юмора, не коробит только человека с минимальным нравственным багажом, то есть ребенка, который принимает все за чистую монету и растет похабником. Я пока еще не встречал ни одного счастливого и радостного похабника, да и вряд ли такое сочетание вообще возможно. Похабщина притупляет чувство радости, она – еще одно препятствие на пути к счастью, которое и без того труднодостижимо».
В чем разница между радостью и удовольствием?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
С этим я согласна,но если,допустим!Великое множество проблем,и от нервного пере!напряжения пробивает (Прошу простить за жаргон),на смех.Постоянно.Как быть в этом случае?
И опять же.Взять такую ситуацию.Допустим-проблемы.Много.И собралась компания друзей,дабы поддержать.В процессе поддержки,естественно,будут шутки.Чтобы снять напряжение.И что же-отказывать хорошим людям и не позволиь себе хотя бы лёгкий смех?
Насчет нервного перенапряжения: Если во время случившихся проблем Вы будете молиться, то напряжение сразу пройдет. А там и проблемы разрешаться наилучшим образом.
Что касается компании: Сейчас на дворе Великий пост, а в посты лучше уходить от смеха. А вообще, шутки и смех, в разумных их пределах, вполне допустимы.
Если смеяться нельзя,если нельзя радоваться,что всё хорошо,ТО ЧТО ЖЕ ТОГДА ХОРОШЕГО ВООБЩЕ МОЖНО УВИДЕТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ?Если даже простой,искренний,добрый смех пусть даже во время проблем-и то под запретом?
Karmin, все зависит от духовного роста человека. Если Вы имеете потребность в смехе, тогда вряд ли Вы будете иметь потребность в молитве, в Боге. Смех – это не что иное, как выражение псевдорадости.
Что же касается смеха в целом, то нет в нем греха. Просто нужно знать, когда можно смеяться, а когда нельзя. Когда это позволительно, а когда нет.
Вот, например, если у Вас проблемы, то нужно помолиться Господу Богу. Вряд ли можно решить проблему с помощью смеха…
Умудри Вас Бог!
А ведь от природы смех для человека – это вполне естественная эмоция. Маленький ребеночек, еще не научившись говорить, смеется над котенком, который радостно играется и пытается поймать собственный хвостик – и здесь нет ничего “злого”, эта эмоция малыша говорит о том, что он увидел данное явление природы забавным и удивительным, а, значит, еще раз восхитился тем, в какой чудный мир попал. Может быть, просто толкование слова “смех” не просто многогранно, но и вовсе двояко?
Бытие 21:6: …Тогда Сарра сказала: «Бог дал мне радостный смех: …
Библейское имя Исаак – означает “Смех”
Псалом 126:2: …В то время наши уста наполнились смехом И наш язык радостно восклицал…
А ещё есть и Евангелиях места, гле говорится как от полученной вести Иисус возрадовался. И вообще, если внимательно, проникновенно читать Евангелия, видно, что Спаситель вовсе не мрачная, бесчувственная личность. Этому нного свидетельств.
Нет, не должно выжигать, умерщувлять естественные, данные Творцом человеку свойства и качества, расцвечивающие жизнь и мир. И НЕЛЬЗЯ чтобы верующий ходил унылый, арачный, глухой ко всему – значит он вовсе и не верующий, ибо Святый Дух несёт многую радость.