Отчего одни дети послушные, а другие непослушные?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Отчего одни дети послушные, а другие непослушные? Мать отвечает перед Богом за воспитание чада. А если есть духовник, то значит ли это, что ответственность вся с матери снимается и ложится на духовника? Или она продолжает нести ответственность за ребенка до какого-то определённого возраста? Как воспитывать ребенка? Можно ли читать ему сказки, водить в театр?
Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):
«Если ребенок зачат со вторника на среду или с четверга на пятницу, в воскресный день, в пост или в большой праздник, он родится с дефектом – моральным, нравственным или физическим. Вот тогда дети и становятся неуправляемыми, непослушными. Обычно, в одной семье бывают и здоровые, и больные дети. Грех родительский отражается на детях, они страдают и мучаются. А виноваты мы сами.
Нерассудительны те родители, которые имеют детей малых, кормят их грудью, а при этом ругаются, скандалят, обижаются, злятся, живут только для плоти. Все их страсти обязательно скажутся на нервной системе ребенка. Даже если ребенок еще находится в утробе матери, он воспринимает состояние матери, потому рождается больным. Если беременная женщина пьет вино, курит, живет с мужем по плоти, ребенок у нее родится страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей.
Когда в семье маленькие дети, не надо думать, что они ничего не понимают, ничего не знают. Они все понимают и все знают. Дети, как резиновая губка, все впитывают от родителей. Если мать бьет свою дочь, то не должна удивляться, если та ей скажет: «Вырасту – тоже буду тебя бить». Так и будет, если мать не начнет себя сдерживать и воспитывать дочь своим благим примером.
Если мать благочестива, многое может измениться в жизни детей. К святителю Амвросию Медиоланскому пришла мать будущего блаженного Августина и сказала: «Отче святый, я день и ночь рыдаю, слезы лью – сын мой не знает Господа, живет в разврате». Епископ сказал той матери: «Помни, мать, Господь слезы твои не забудет. Он слышит твои воздыхания – сын твой придет к Богу». И вскоре этот юноша пришел в Медиоланы, а в это время епископ там говорил проповедь. Блаженный Августин услышал его и уверовал; святитель Амвросий крестил его. Господь даровал уверовавшему такую великую благодать, что у него открылись громадные богословские способности. Он мог десяти скорописцам диктовать, каждому в отдельности, текст по богословию, и те за ним не успевали, – так велика была его скорость и работоспособность. Он написал такое количество, что если каждый день читать по 8 часов, потребуется 80 лет жизни. По молитвам матери он обрел столь великий дар. Когда мать за дитя молится, дитя в огне не горит, в воде не тонет; молитва матери его со дна моря достает, она равна молитве церковной. Только мы с вами ленивы молиться, – вот причина того, что наши дети и родные не веруют в Господа.
– Мать отвечает перед Богом за воспитание чада. А если есть духовник, то значит ли это, что ответственность вся с матери снимается и ложится на духовника? Или она продолжает нести ответственность за ребенка до какого-то определённого возраста?
– Если ребенок родился – мать ответственна за воспитание ребенка. Она должна с кротостью и любовью воспитывать его и наставлять. Если она воспитывала ребенка благочестивым, в христианском духе до 18 лет, то после этого возраста вся ответственность переходит на само чадо. Если он встал на ложный путь, то матери остается только молиться за него, а ответственность лежит на нем; он сам отвечает за свои дела. Но если он сохранил веру и пришел в церковь, то священник, помогая каяться в грехах, поучая и наставляя, является его духовником и помогает идти по жизни. А если он перестал ходить в Церковь, молиться, то с духовника снимается ответственность. Так что после 18 лет ни мать, ни духовник не несут ответственности за человека, только он сам.
– Как воспитывать ребенка? Можно ли читать ему сказки, водить в театр?
– Святые отцы советуют так: детей учите только хорошему, плохому они сами научаться. Есть сказки, добрые, нравственные, они полезны детям. В театре они многое не поймут. Для христианина главным должен быть не театр, а Церковь. У христиан все по-иному. Допустим, человек, не знающий Бога, идет не в Церковь, а в театр, читает не духовные, а светские книги. Православный христианин делает земные поклоны, а неверующий человек пляшет, занимается аэробикой. Неверующий часто смеется, а христианин плачет о своих грехах. Христос сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин.2:15). Если театр не несет христианской нравственности, то туда ходить нельзя и смотреть там спектакли тоже не надо. Через глаза и уши в нашу душу входит мир, а он испорчен и заражен грехом. Очень трудно потом из себя все это выжить. Когда человек начинает молиться, то демон начинает напоминать то, что человек видел и слышал прежде.
Мы должны так воспитывать и учить детей, чтобы они понимали, что наша голова не мусорная яма, куда сбрасывают все подряд. Не всю литературу нужно читать, а только ту, которая принесет пользу душе».
Почему дети должны слушать своих родителей?
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
Не всё непослушание рордителям имеет пагубную природу, да и последствия. Хотя, конечно, риск срыва при этом выше. Но зато и вершины, которые обретёт выросшее дитя, тоже могут оказаться столь высокими, коих тихенькие никогда и не достигнут. И вершины эти и прекрасны, и спасительны для многих. Как многие великие прославленные имена имели дерзновение “неосторожно” стремиться к горящим в их сердце целям, совершали решительные, опасные поступки, меняли направление всей своей жизни вопреки настояниям родителей. Сколько таких, славнейших имён!..
Жизнь вообще рискованна. И Господь потому и дал нам свободу воли, а не вмонтировал в нас электроды, безвольно ведущие нас по хорошим путям, что несмотря на риски, только на таких путях и вызревает сильный, продуктивный правый дух человека, который и самого его достойно ведёт на главном отрезке жизни, и других влечёт, ограждая и вдохновляя на славные, хоть и небезопасные дела.
Почему это христиане должны уж так бояться риска, что и вообще предпочитать лучше оковы, нежели опасности? Тем более, что и в тихонькой-то жизни греховного и опасного ничуть не меньше. А может и побольше. Кто там в тихом-то болоте водится?..
“Когда мать за дитя молится, дитя в огне не горит, в воде не тонет; молитва матери его со дна моря достает, она равна молитве церковной” – какие же замечательные слова!В самое сердце поразили, в самую душу…
Я помню, как бабушка моя молилась за своих детей, а потом – за внуков, каждый вечер перед сном у нее была молитва за них.
За своих детей молилась и за учебу, когда учились – сначала в школе, потом в институте, сейчас молюсь за их счастливую семейную жизнь и стабильную работу, за здравие внуков.
СПАСИБО за статью, очень поучительная.
Виктория, здравствуйте!
Во славу Божию!
Мать имеет некую часть духовной свободы своих детей, и даже после того, когда они выросли и стали взрослыми. Посему молитва родительницы имеет особую силу! (Кстати, как и материнское неблагословение).
Храни Вас Господи!