Кому много дано, с того много и спросится. Как это понимать?


Проповедь Спасителя

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

«Кому много дано, с того много и спросится» (Лк., гл. 12, ст. 48). Как понимать эти слова Спасителя? Есть ли в нем глубинный смысл, или их нужно понимать буквально?

Посетительница нашего сайта — Марина, задала следующий вопрос о. Димитрию:

Благословите,батюшка.Меня давно интересует такой вопрос.Есть выражение:Кому дано больше,с того и спросится больше (прошу прощения,не знаю дословной цитаты).Как его можно понять?

окончание

Отвечает священник Димитрий Синявин:

Здравствуйте, Марина! Бог благословит!

Апостол и евангелист Лука пишет слова Христа: “И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”(Лк. глава 12, 48 стих). Когда человек принимает святое крещение и миропомазание, то через святые таинства ему много даётся, то есть даётся благодать Божия, и с него спрос будет гораздо больше, чем с некрещенного человека. С некрещенного тоже будет спрос, но меньше, так как он тоже виновен, что не стремился к Богу, не стремился изучать слова Божии через святое Евангелие и исполнять их. Под этими словами можно привести ещё один пример из толкования святого блаженного Феофилакта Болгарского.

Священник Димитрий СинявинСвятой блаженный Феофилакт Болгарский пишет: “«Кому, — говорит, — дано много», от того «много и потребуется, и кому много вверили, с того больше взыщут». Через это Господь показывает, что наказание, заслуженное учителями, будет большее. Учителям дается и вверяется: «дается», например, дарование творить чудеса, врачевать болезни, а «вверяется» им дарование слова и учительства. Господь сказал: «больше взыщут», не при слове «дается», но при слове «вверяется». Ибо при даровании слова поистине нужно делание, и с учителя взыскивается больше. Он не должен оставаться беспечным, но должен приумножать талант слова. Итак, слова «и от всякого, кому дано» ты должен разуметь так: кому много отдали в рост. Ибо предметом, отдаваемым под сохранение, здесь Он назвал рост.

Иные спрашивают: пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делающий по ней; но почему наказывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однако же, не захотел, а по беспечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал. Устрашимся, братие! Ибо если тот, кто совершенно не знал, достоин наказания, то какое извинение оправдает согрешающих при знании, особенно, если они были учителями? Подлинно, осуждение их очень тяжело”.

Мир вам и Божие благословение!

окончание

Как обрести смысл жизни, как укрепить веру?

Конец

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Обсуждение: 6 комментариев
  1. Тимофей:

    Вероятно всё же точнее, яснее проявляется истолкование данной темы, если привести в большей полноте упомянутый фрагмент Евангелия.
    «47. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
    48. а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.»
    Так что непосвящённому всё же достанется МЕНЬШЕЕ наказание за допущенную греховность.
    Это подтверждается ещё и в ряде других мест Евангелия, вроде «блаженны нищие духом…». Хотя направленность, «вектор» выражаемой при этом мысли всегда несколько иной.
    От всего этого СТРАХ БОЖИЙ более присущ и действенен именно для ПОСВЯЩЁННЫХ (одного лишь крещения для этого недостаточно, это должно быть осознанное благочестие)): уж если эти напакостят, то ждать снисхождения — самообман.
    Действительно, наказание за предательство и должно быть куда большим, чем за простое уклонение или даже сопротивление.

    Ответить
    1. Алексей:

      Но тогда получается раз тем, тем кто не удосужился узнать и понять наказание будет меньше, чем тому кто был в теме и не исполнил, то выгоднее быть тем кто не знал, чем тем кто знал?

      Ответить
      1. Команда сайта "Семья и Вера":

        Алексей, здравствуйте!
        Видите ли, Господь стучится в дверь души каждого человека — без исключения. И не один раз за его земную жизнь. Отсюда появляется у сего человека некий интерес к духовному миру. И только от него самого зависит, подавить этот интерес, или развить.
        Благо, сейчас, во дни массового Интернета, узнать о Православии, о душевном спасении, о Евангелии, не представляет никакого затруднения.
        Умудри Вас Господи!

        Ответить
        1. Алексей:

          И все же я ответа на свой комментарий-вопрос от 29.11. 2018 года так и не получил. Повторю его: «Но тогда получается раз тем, тем кто не удосужился узнать и понять наказание будет меньше, чем тому кто был в теме и не исполнил, то выгоднее быть тем кто не знал, чем тем кто знал?»
          Господь конечно неоднократно стучится в сердце каждого человека. Но из указанных Выше слов все же получается, что те кто на его призыв не откликнулся наказан будет меньше, чем тот кто откликнулся но оказался плохим христианином?! Есть ли тогда смысл стремится к большему, если есть риск и получить наказание по максимуму? Это сровни тому, что в принципе нет смысла христианину овладевать разными науками, получать дипломы, сертификаты, развиваться по полной, так как с духовной точки зрения это все суета и есть ничто — в царстве Божьем это будет все не нужно. Достаточно уметь читать-писать и знать слово Божие и иметь какую-нибудь примитивную профессию или работу.

          Ответить
          1. священник Никифор Захаров:

            Здравствуйте, Алексей!
            Ложный вывод. У каждого человека есть талант: у кого-то, 1 у кого-то и 10 талантов. Таланты – это искра искания Бога. Мы знаем, что Господь не похвалил того, кто закопал свой талант. Вот жить просто так и довольствоваться тем, что есть, и дальше не развиваться – это и значит зарыть свой талант. Но на самом деле, если человек по-настоящему верит, он не сможет не читать Слово Божье и не развиваться. Он захочет жить с Богом все больше и больше познавая Его, чтобы через слово Божье достичь Царство Небесное. А если человек изначально составляет лукавые извороты, чтобы избежать большего, он получит большее наказание за то, что зная и имея силы и возможности познавать Бога не делал этого. С Богом!

            Ответить
  2. Тимофей:

    Раз взыскивается с любых — знали они или не знали (ибо могли и должны были знать), крещены или не крещены (ибо могли бы принять крещение) — значит ВСЕМ на самом деле «много дано». Так ведь получается по этому объяснению.
    Но если бы действительно дано ВСЕМ, то этого изречения (Лк. глава 12, 48) не говорилось бы (ведь всем же одно и то же дано…).
    Видимо всё же дело здесь всё же не в этом.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Светлое Христово Воскресение — ПАСХА!
На Пасхальную рубрику >>

В понедельник мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: