У Бога все живы

У Бога все живы! Приготовление христианина к смерти

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Предыдущая глава была посвящена Поминальной трапезе.

Сегодня, продолжая публикацию книги “У Бога все живы”, коснемся тему приготовления христианина к смерти.

Конец - свеча

Что такое смерть? Смерть – это переход из жизни временной в Жизнь Вечную, и к этому переходу надо готовиться всю нашу с Вами жизнь, ибо нет ничего важнее для нас, и страшнее, чем наша Вечная участь. Так что же такое, смерть по христиански? И как лучше приготовиться к смерти?

“Отче, в руце Твои предаю дух Мой!” (Лк. 23, 46),— таковы были последние слова Господа со Креста. Таковы ли будут наши последние слова? И что достанется нам перед нашею смертью? Мы всегда должны быть готовы к смерти и стараться отойти от этого мира так, чтобы самая кончина наша была свидетельством нашей веры и любви ко Господу и, если можно, поучением для наших ближних.

Спаситель наш подал нам наилучший пример. Он ли не страдал на Кресте? Его ли смерть не была ужасна и даже поносна в очах всего мира? И, несмотря на то, какое терпение, какая любовь к ближнему, какое бесконечное всепрощение, какая преданность воле Божией! Подобно этому надо умирать и каждому из нас.

Что же такое – умереть по-христиански? Если мы почувствуем приближение смерти, то постараемся найти в себе мужество закончить свою жизнь достойно. Пока еще окончательно не скрутила жестокая болезнь, немощь, подумаем о своей, уже прошедшей, жизни, вспомним то постыдное, в чем, может быть, забыли покаяться или все еще не решились. И тогда примем решение, хотя бы три дня (или для тяжело больных -один день) поститься, читать (или чтобы нам читали) молитвы покаяния, готовиться к причастию.

Перед причащением примиримся с тем, кто был для нас врагом, недоброжелателем, и попросим прощения у того, кого мы обидели сами. Если есть еще силы прийти в церковь, покаяться в грехах своих, пособороваться, причаститься Святых Христовых Тайн, то обязательно сделаем так. В Таинстве соборования прощаются грехи, совершенные по незнанию или забытые.

Как велико причащение и перед смертью, об этом говорит святитель Илия Минятий (преставился в 1714 году) в своей проповеди “Величие Таинства Святого Причащения”:

“Не сияет так звезда на небе, как сияет душа христианина от света благодати Божией в тот час, когда он причащается. И это потому, что когда мы причащаемся, тогда соделываемся членами Тела Христова, соединяемся со Христом. И если бы душа наша в сей час разлучилась с телом, то она получила бы себе место с мучениками, девственниками и преподобными… Боже мой! Избавитель мой! Пусть я умру, если будет на то воля Твоя святая, в лесу ли глухом, или в ином каком пустынном месте: это для меня все равно, лишь бы прежде смерти сподобиться мне причащения пречистого Тела и Крови Твоей! Ведь если в тот час Ты будешь при мне, то я не боюсь погибели: с таким напутствием, как Тело и Кровь Твоя, я крепко надеюсь достигнуть Твоего Небесного Царствия”.

Если мы тяжело заболеем, то попросим родных пригласить священника на дом. Будем ожидать кончины своей без ропота, без возмущения, без зависти к тем, кто остается жить. В этом проявится и наше мужество, и наше достоинство, и упование (вера) наше на Господа, и предание себя Всецело воле Божией.

Дадим детям и внукам своим последнее наставление, как жить, как молиться за нас после нашей смерти, как нас похоронить, во что облачить (одеть) нас после смерти, что читать при самой кончине нашей. Разделим между родственниками свое имущество, чтобы не было между ними потом обид. Часть своего состояния передадим (или оставим) на пожертвование Церкви или монастырю, на милостыню во имя свое. Но это уже на самый конец.

А пока мы еще живы, сильны, здоровы, не будем забывать о смерти: “Память смертная порождает молитву, слезы, раскаяние перед Богом”, — так поучают нас святые отцы.

Просительная ектения. Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых дьяконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: “Господи, помилуй!” или: “Подай, Господи”. Это так называемые ектении (с греч.— “прилежное прошение”).

Просительная ектения начинается словами: “Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви (Господу)”. После каждого прошения просительной ектений, кроме первых двух, хор поет:

“Подай, Господи!”

Когда в церкви дьякон провозглашает: “Прочее вpeмя живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим” (по-русски: “Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести”), — тогда от всего сердца, искренне вместе с певчими будем просить: “Подай, Господи!”

Когда будет также провозглашено: “Христианские кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судище Христовом просим” (по-русски: “Испросим у Господа, чтобы кончина наша была христианской, т.е. с исповедью и причащением Святых Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, т.е. чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде” ), — тогда и мы будем просить у Бога такой смерти.

И колена свои преклоним перед Богом, умоляя Его в тайне сердца своего, чтобы Он даровал нам последнюю в этой (и в той, будущей!) жизни велию (великую) милость: “Подай, Господи!”

Окончание

2-я Глава. Поминовение усопших

3-я Глава. Как молиться во дни поминовения

4-я Глава. Поминальная трапеза

Окончание

 << На главную страницу        Православный молитвослов >>