Давайте вместе передадим в храм Крест!

Как быть, если родные и близкие далеки oт Церкви?


Вопросы священнику, ответ

 Как быть, если родные и близкие далеки oт Церкви?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы разберем следующие вопросы, касающиеся церковной жизни в кругу семьи:

• Можно ли взрослого близкого тебе человека перевоспитать?

• Человеку, который только становится на путь Православия, обязательна ли нужна поддержка его верующих близких?

• Как быть, если человек тянется к вере, но все его родные и близкие далеки oт Церкви?

• Часто бывает так, что наши родные и близкие, особенно молодые, даже придя в Церковь, остаются в ней ненадолго, почему так происходит?

Вопросы ответы, священнику. Заглавие

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Перевоспитывается человек сам с помощью Божией, если он этого очень захочет. Мы же прямо или косвенно можем помочь ему прийти к осознанию того, что в его жизни есть нечто недолжное, с чем необходимо начать бороться. Но не надо приписывать себе возможности и брать на себя право переделывать, тем более ломать другого человека. А вот направить его на путь к покаянию — да.

 — Человеку, который только становится на путь Православия, обязательна ли нужна поддержка его верующих близких?

— Внешние подпорки, конечно, важны. Еще у апостола Павла сказано о том, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Человек, обретший веру, тянется к общению с теми, кто в вере уже пребывает. С другой стороны, эта помощь не может целиком определять путь веры. Если человек будет держаться только на внешних подпорках, то, как только их вдруг не станет, его вера может тут же рассыпаться. Так бывало со многими людьми. Например, школьник из церковной семьи поступает в вуз и сталкивается с милой, развлекательной, веселой студенческой жизнью. И если в его жизни нет чего-то большего, чем внешняя помощь, то довольно скоро его прежний внутренний мир распадается.

Поэтому, конечно, самое главное — это внутреннее отношение человека к Богу и к Церкви. К Церкви не как к обществу знакомых, не как к приходу (я знаю — меня знают), но к Церкви, как к Телу Христову. Очень важно, чтобы был внутренний ритм церковной жизни. Он бесконечно индивидуален: для одного — это несколько раз в месяц, для другого — несколько раз в год. Но именно свой внутренний ритм и знание, что этот ритм есть, что необходимо приступать к Таинствам Церкви — к Исповеди, к Причастию, сознательно относиться к церковному богословскому кругу — это, конечно, важнее всего.

 Протоиерей Максим Козлов— Как быть, если человек тянется к вере, но все его родные и близкие далеки oт Церкви?

— Конечно, очень трудно быть православным одному, если рядом нет ни храма, ни близких по вере и по убеждениям. К примеру, в советское время, немало людей оказались в такой ситуации, когда на сто, двести, а где-то и на пятьсот километров вокруг не было ни одной церкви. Это всегда тяжело для души. Бывает, что человек из-за этого закрывается, начинает отталкиваться от других людей, чего, конечно, не должно быть в жизни православного христианина.

Древние подвижники, кроме тех, кто достигал самых высоких степеней духовного совершенства, не жили поодиночке. Даже пустынники иногда собирались для братского общения в воскресный день, встречались на Страстной или Светлой неделе. Это было относительное уединение, подразумевавшее все-таки братское общение. И только избранные совсем удалялись от всех. Однако, если силою обстоятельств, мы оказываемся в некоем духовном вакууме, нужно помнить, что Христос всегда рядом.

Конечно, сегодня опасность невольной духовной изоляции уже не столь велика, как вчера. Но свои сложности есть и тогда, когда ты оказываешься среди, простите за дерзость, «профессиональных» христиан, то есть тех, кто формально принадлежит к Церкви и должен стараться быть христианином. Скажем, в православных школах, гимназиях, лицеях. Подразумевается, что там все (или большинство) верующие, церковные люди: и дети, и преподаватели. Но когда ребенок видит некоторое несоответствие между тем, что преподается и что происходит в реальности, например, в наказание к завтрашнему дню требуется десять раз написать заповедь «Возлюби ближнего своего», то здесь, конечно, тоже кроется серьезная опасность. И не одна.

Если ребенок склонен к конформизму, то он примет правила игры, поймет, что вот тут нужно с благоговейным видом подойти к батюшке, раньше других взять благословение и на его вопрос ответить что-нибудь такое правильное, а вот тут лучше не попадаться на глаза преподавателю, и только, выйдя за порог, можно себе позволить все — там другая жизнь начинается. В данном случае реально существует опасность стилизации под Православие. Для детей же с большой внутренней искренностью существует опасность оттолкнуться от этого и, увидев хотя бы долю лицемерия и неправды, вовсе уйти «на страну далече».

То же бывает и со студентами: в православных институтах, семинариях, в академии. Поэтому ответственность тех, кто там работает, очень велика. Но молодые люди изначально не должны идти туда, как в духовный санаторий, и понимать, что только собственным внутренним усилием, а не внешними подпорками и некой православной вывеской, будет укрепляться их вера.

 — Часто бывает, что наши родные и близкие, особенно молодые, даже придя в Церковь, остаются в ней ненадолго. Почему такое возможно?

— Нередко здесь вина лежит на самих верующих, на тех, кто пребывает в ограде Церкви и должен испытывать ответственность за то, что в ней происходит, и радеть о том, чтобы создать в своих приходах обстановку невраждебности по отношению к новоприходящим.

Муж и женаЧтобы человек не ощущал себя новичком (это наша старая беда), которого, как пробку из бочки, выталкивают, чтобы у него не возникло чувства, что он никому здесь не интересен и не нужен, чтобы ему не стали сразу говорить о том, что он не так одет, не туда пришел, не туда встал. Это непросто, так как часто приходится сердце свое ломать и принимать такого, пусть неадекватно себя ведущего, пусть не в том костюме зашедшего, пусть не ко времени спрашивающего, но вот оказавшегося в церкви. Во вновь открытых приходах, где еще не успели сложиться традиции такой закрытой корпоративности, которая, увы, встречается в приходах старых, в этом смысле несколько проще.

Еще одна важная проблема: когда первое, что видят пришедшие в храм, — это лавки, книжки, золотые крестики, серебряные, баночки, скляночки, сувенирчики… За всем этим уже и не поймешь, что здесь главное, так как видна лишь торговля. Понятно, что мы живем в трудное время, и Церкви нужны деньги. Но нельзя этим соблазнять людей, а ведь многие соблазняются. Я и сам, когда вижу священника в рясе с крестом или монаха, стоящего с ящиком для сбора пожертвований, где-то у метро, рядом с продающими «Спид-инфо», думаю: уж не лучше бы вы помолились у себя в монастыре о его процветании, чем тут стоять — на соблазн мира сего. Это, конечно, тоже очень мешает новообращенным.

И все же обвинять кого-то всегда легче, но почти всегда неправильно. В конечном итоге все зависит от самого человека. Я думаю, что тому, кто приходит в Церковь, нужно стараться постоянно себе напоминать, что он пришел сюда искать не более приятных, чем в миру, сверстников, не такое сообщество людей, которое живет по иным законам, чем мир, от которого мы оттолкнулись, не старца-духовника, не чудес, не красоты пения или древних икон — он пришел искать в Церкви Христа. И если это и впрямь так, то все остальное приложится. И людей ему Господь пошлет, и даст доброго духовника и наставника, и все прочее обретется. Но если он в Церкви будет прежде всего искать человеческое — тогда произойдет то, что почти всегда и происходит. Тот, которого этот человек видел кумиром, обязательно упадет с пьедестала, на который он сам его и вознес. Так что и винить в таких ситуациях некого, кроме себя.

Например, сегодня многие жалуются, что они пришли в церковь, а на них не так посмотрели, их не так приняли. Или кто-то недоволен, что священник не отличается широтой взглядов, а кто-то, напротив, что у него нет той узости взглядов, которая лично этому человеку более понятна и желанна, и прочее, и прочее. Думаю, так происходит оттого, что мы все хотим подогнать под свою мерку: не я в Церкви, а Церковь для меня. Вот некоторые и начинают примерять, как перчатки, этот приход, тот приход, эта конфессия, другая конфессия. Где им будет комфортно и спокойно, там они и останутся.

Но христианство некомфортно. Чего-чего, а удобного и расслабленного спокойствия в Евангелии нам не обещано. Но мы часто уходим из мира, в котором тяжело и грустно, для того, чтобы здесь «препокоиться», как на сеансе у психотерапевта. Однако Церковь существует не для этого».

окончание

С чего начать воцерковление. 1 часть

Неверующий муж. Что делать

Если взгляды мужа противоречат христианским воззрениям жены…

Окончание 8

 << На главную страницу                   Вопросы священнику >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Обсуждение: 5 комментариев
  1. Ирина:

    Здравствуйте.Я недавно начала воцерковляться,вместе с мужем,стараемся каждую неделю исповедоааться и причащаться вместе с сыном.Родители наши крещеные,но в церковь не ходят.Пробовали говорить с ними,не получилось,в ответ раздражение,не понимание.У моей мамы даже был нервный срыв почти,плакала не пойду,знаю что буду в аду,не заставляй меня и т.д.Страшно за маму..Молюсь за неё дома,в церкви подаю записочки,чтобы мама покаялась,пришла к Богу.Нужно ли снова затевать разговор про церковь или молиться тайком за маму самой??

    Ответить
    1. редактор Ольга:

      Здравствуйте, Ирина!
      Советуем Вам ознакомиться с ответом протоиерея Максима Козлова на вопрос: «Как быть, если родные и близкие далеки oт Церкви?»
      Помоги Вам Бог!

      Ответить
  2. Тимофей:

    А разве к Вере приходят «по желанию», а не вопреки внешнему? И что тогда от этого «внешнего» ждать поддержки — оно будет лишь негативно относиться. Спаситель же не раз говорил, что те, кто с Ним — гонимы и ненавидимы. Посему, если даже мы не видим крестов на куполах и лампадок в доме, в нас-то самих это всё есть. И нам — лишь порадоваться да укреплять себя этим надо, а так — обойдёмся и без похвал, сочувствий, да и без внешней атрибутики. Пословица есть старая: «Церковь — не в брёвнах, а в рёбрах». И ещё: «Где хоть двое собрались во имя Господне, там и Он посреди них».

    Ответить
    1. администратор Сергий:

      Тимофей, во многом с Вами соглашусь, и все же…

      Если Вы под внешней атрибутикой имеете ввиду и святой уголок (небольшое место с иконами), без него обойтись как-раз не удастся. О важности держания икон в доме написано многими святыми отцами. Иконы освящают дом, душу и сердце, настраивают на молитву.

      Действительно, нужно молится за родных и близких, а не учить их православной жизни, выращивая при этом ненависть к вере и Богу. Капля камень точит, также и молитва стачивает очерствение сердца нашего ближнего.

      Ответить
      1. Тимофей:

        Брат во Христе Сергий, я же ничуть не отрицаю важность насыщения мира сего Благостью. Нас сюда сам Творец для этого поставил. Но статья-то посвящена тому — как быть, если даже любящие и любимые тобою, которым по Долгу ты обязан служить, если они отвергаются этой благости и вообще ей препятствуют. Вот я и говорю, что Долг Любви (которая Агапэ) выше тех тягот, которые мы вынуждены ради них переносить. А потому мы все эти благости должны иметь в достаточном объёме В СЕБЕ. А если бы это было не так, то и Вера бы умерла в периоды массовых истребительных гонений. Но нет, она возрождается, потому что, слава Господу, находится достаточно таких, которые могут жить, верить, действовать ВОПРЕКИ, не ожидая похвал, сочувствия или помощи. Так и в недавние годы произошло.
        На НАСТОЯЩИХ верующих, энтузиастах («боговдохновлённых») выживает Вера сквозь господство мира сего, ведь на самом деле «мир во зле лежит». Но есть люди, которые различают в нём не только дьявола, но и Господа. И действуют по Его указаниям, как по приказу Командующего. А иначе жизнь считают бессмысленным надругательством и оскорблением Божествеенного Творения.

        Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрика Великого поста
На рубрику Великого поста >>

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: